Помнік расійскаму цару Аляксандру ІІ
По сведениям местного историка-краеведа Николая Ивановича Анисовца, в конце XIX в. лоевская еврейская община собрала денежные средства, чтобы заказать и установить в центре Лоева, на Базарной площади, памятник российскому императору Александру II – конную статую на высоком постаменте в виде камня-валуна. Финансовую помощь в сборе средств оказала помещица Сутковского имения Е.В. Барановская.
Император Александр II Николаевич (Освободитель) (1818–1881) – старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской. Правление начал с реформ в общественно-политической жизни страны. По случаю коронации (август 1856 г.) провел амнистию декабристов, петрашевцев, участников польского восстания 1830–1831 гг., приостановил на три года рекрутские наборы. В 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений. Вопреки позиции большинства членов Государственного совета подписал «Положение 19 февраля 1861 года», по которому крестьяне освобождались с землей за выкуп. Другие его преобразования – введение гласности бюджета (1861), отмена телесных наказаний (1863), принятие университетского устава, проведение земской и судебной реформ (1864), введение всеобщей воинской повинности (1874). Во время его правления была создана новая кредитно-банковская система, появился суд присяжных, активизировалось частное предпринимательство. В состав Российской империи вошли новые территории на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в результате взрыва бомбы, брошенной террористом.
После смерти императора начался активный процесс увековечения его памяти, что продолжалось вплоть до 1917 г. Памятники монарху возводили не только в крупных губернских центрах и местечках, но и в небольших деревнях империи.
На белорусских землях в память о царе возводили храмы, брамы, звонницы. Например, в 1866 г. в Пружанах был построен храм в честь небесного защитника России святого Александра Невского в благодарность российскому императору Александру II за отмену крепостного права. В 1886 г. в честь 25-летия отмены крепостного права в волостном центре Раков Минского уезда Минской губернии перед Спасо-Преображенской церковью была построена брама-звонница.
Из исторических документов известно, что в 1870 г. на средства прихожан в лоевской Троицкой церкви был пристроен новый придел в память о спасении жизни государя императора.
7 января 1901 г. в сквере на Соборной площади (ныне площадь Свободы) губернского города Минска был торжественно открыт памятник-бюст императору. Спустя десять лет, в 1911 г. в волостном центре Юрьево Борисовского уезда Минской губернии на средства крестьян Юрьевской волости в честь 50-летия отмены крепостного права был также установлен памятник Александру II. Сохранился только постамент этого памятника с надписью: «ЦАРЮ Освободителю 1861-50-1911 г. 19 Февраля. Благодарные крестьяне Юрьевской волости» (находится в г. Заславле у Спасо-Преображенского собора).
В этом же году на пожертвования крестьян Городищенской волости Новогрудского уезда Минской губернии в местечке Городище был открыт памятник-бюст императору Александру II.
В 1918 г. в соответствии с планом «монументальной пропаганды» был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках Республики». В нем говорилось:
В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, СНК постановляет:
Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц.
Лоевский памятник императору разделил судьбу сотен других памятников царю – известно, что постамент был зарыт в землю.
По утверждению Николая Анисовца, автором скульптурного изображения императора являлся известный скульптор Паоло Трубецкой. Но, к сожалению, краевед в своих исследованиях не дает ссылки на источники информации, и используемое в его публикации изображение на сегодняшний день является спорным. В проекте «Виртуальный Русский музей» опубликована фотография эскиза скульптуры Александра II авторства П.П. Трубецкого (1910 г., бронза, 56x19x63).
Проект скульптуры Александра II П.П. Трубецкого не был осуществлен и даже не был премирован жюри на конкурсе 1910 г., который проходил в Мраморном дворце. В интервью газете «Речь» (1910 г., № 96, 8 (21) апреля) скульптор говорил:
Я иллюзий себе не делал, когда собирался в Петербург на конкурс: я знал, что в деле участвует академия. <…> Я не ждал ни заказа, ни премий. Но моя главная цель, из-за которой я бросил Париж и текущие работы, – достигнута. Я хотел показать русскому обществу, как я трактовал проект памятника Царю-Освободителю. Эта цель достигнута, и я могу с полной искренностью заявить: я очень рад, что принял участие в конкурсе. <…> Я исполнил мой проект памятника так, как чувствовал и понимал задачу. Иначе сделать я не могу и не хочу. Не могу я на одну и ту же тему сделать две вещи – на выбор: «какой, мол, прикажете?» Меня очень увлекала задача, я ее решал с любовью, и если мой проект не понравился – это уже дело тех, которые судили. <…> Мне сделали предложение продать модель для издания проекта в натуральном и редуцированном виде с целью распространения его в публике. <…> Я решительно отказался. Я хорошо знаю, что редуцирование и механическое воспроизведение скульптурного воспроизведения совершенно его обезличивает. Если бы это случилось, мне <…> пришлось бы за тем всю жизнь зарабатывать деньги, чтобы скупить и извлечь из обращения эти ужасные «произведения Паоло Трубецкого». В Париж я, однако, не везу модель обратно. Я хочу оставить ее в России, для которой я ее готовил. Есть некоторые любители, которые желают приобрести модель. Я, вероятно, продам ее.
Существование в наши дни нескольких бронзовых отливов проекта памятника Александра II свидетельствует о желании Трубецкого оставить «память» об этом неосуществленном замысле.
О лоевском памятнике Александру II ходят легенды и истории. По воспоминаниям старожилов, он действительно являлся визитной карточкой местечка. Но, к большому сожалению, документальных и архивных подтверждений того, каким он был, достоверных сведений о работе комитета по постройке памятника и его открытии на сегодняшний день нет.