Монеты разных периодов и прочие находки на дне Днепра

Манеты розных перыядаў і іншыя знаходкі на дне Дняпра

Днепр – это не только место обитания многочисленных видов флоры и фауны, источник жизни для прилегающих территорий и привлекательные для туристов ландшафты. Эта древняя река – еще и неиссякаемый кладезь артефактов. Коллекция находок предметов старины, собранная лоевчанами на городском пляже, могла бы украсить собрание любого исторического музея. Чего только не вымывали илистые воды реки: монеты, керамические изделия, оружие, предметы быта и многое другое.

Лёвендаальдер (талер; Нидерланды, 1646–1650), орт (Речь Посполитая, 1677), пуло (Россия, конец XIV – XVI в.), деньга («чешуйка»; Россия, середина XIV в. – до 1717), полушка (Россия, с конца XIV в.), солид (Речь Посполитая, Россия, XV – XVIII вв.) – обычные днепровские находки, говорящие о том, что в денежном обращении на этой территории участвовали монеты разных стран.

Лёвендаальдер (талер; Нидерланды, 1646–1650), предмет на экспозиции в Гомельском дворцово-парковом ансамбле (2020, фото Ксении Семашко)

Найти монету в воде или на побережье сегодня уже редкость. Давнюю историю одной необычной находки – монеты, которая не упоминалась выше, – рассказал сотрудникам музея житель Лоева Николай К.:

С самого детства мое весеннее утро начиналось довольно рано. И не только потому, что мне надо было идти в школу – в сезон половодья я просыпался еще раньше и проходил вдоль берега Днепра. Даже и не помню уже, с чего началось это мое увлечение… Но как-то поздней весной, когда вода в Днепре шла на спад – я, кстати, учился в 7 классе, – мое утро началось с обычного «обхода» вновь освободившейся от воды прибрежной линии. Возле здания библиотеки на мокром песке я заметил яркое сияющее желтое пятно. Глаз мой был приучен к вещицам небольшого размера – у меня уже была небольшая коллекция монет. Но этот раз был исключительным. Эта находка оказалась первой и единственной на всю жизнь – я нашел золотой голландский дукат, такую тоненькую монетку. На аверсе был изображен рыцарь со стрелами, вокруг которого дата «1606», а на реверсе – квадратная рамка с текстом. Долгие годы я хранил монету и уже во взрослом возрасте продал ее. Сейчас, конечно, сожалею об этом…

Дукат (Испанские Нидерланды, 1606, золото). Фото с сайта violity.com

Венчики, донышки и стенки горшков, кувшинов и мисок ежегодно вымывает вода на городской пляж. Если внимательно смотреть под ноги, то можно собрать хорошую коллекцию керамических предметов разных исторических эпох.

Фрагмент блюда. Архив Музея битвы за Днепр (2019, фото Ксении Семашко)

Большая часть керамических находок из Днепра относится к XVI – XVIII вв. Эти фрагменты выделяются своим черным цветом с металлическим отливом. Археологи называют такую керамику чёрнозадымленной.

Венчик керамического сосуда. Архив Музея битвы за Днепр (2019, фото Ксении Семашко)

Такая технология обработки изделий из глины известна уже много столетий. Проверенная временем, она и сегодня применяется керамистами. Задымление – один из способов защитной обработки, проводившейся при окончании обжига: когда керамика была уже достаточно обожжена, пускали «прадуху» или «задуху”, то есть подбрасывали в топку дрова – «смаляки» – и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего печь герметизировали. Через сутки посуду доставали. Она приобретала черный цвет с синеватым отливом. Исследователи традиционных промыслов утверждают, что на востоке Беларуси, преимущественно в бассейне Днепра, в некоторых гончарных центрах еще в конце 1980-х техника обработки сосудов задымлением была господствующей и считалось, что «синяя» посуда (так называлась посуда, обработанная этим способом) лучше, чем обварная или глазурованная. Это связано с тем, что в обжигательном сооружении создается восстановительная (бескислородная) газовая среда, вследствие чего углерод внедряется в поры изделия и не только восстанавливает окись железа в закись, окрашивая посуду в черный цвет с синеватым отливом, но и уменьшает ее пористость и увеличивает прочность. Этнографы сообщают, что «синюю» керамику в народе называли «пейсачной», потому как ремесленники изготавливали ее специально к еврейскому празднику Пейсах – евреи не использовали в это время по религиозным соображениям обварную и глазурованную посуду.  

Стенка керамического сосуда. Архив Музея битвы за Днепр (2019, фото Ксении Семашко)
Как вы думаете, можно ли по орнаменту определить, кто его наносил – левша или правша?

Ядро, найденное у Лоевой Горы (2015, фото Ксении Семашко)

Среди днепровских находок можно встретить свидетелей военных событий, проходивших около Лоева очень часто: каменные ядра, сабля времен восстания Б. Хмельницкого, мушкет, костюшовка, щит, мины, гильзы, пряжки, самолетный винт времен Второй мировой войны.

Находки предметов в Днепре происходят при совершенно разных обстоятельствах. К примеру, курительную трубку турецкого типа нашла девочка во время купания. Она нащупала ногой на дне реки какой-то округлый предмет и, не успев обсохнуть, прибежала в музей с находкой в руках.

Археологии сообщают, что такие люльки, целые и разбитые, являются частыми находками в слоях первой половины XVIII в. Наибольшее распространение они получили во второй половине XVIII – XIX в., когда ими пользовались повсеместно.

Курительная трубка. Архив Музея битвы за Днепр (2019, фото Ксении Семашко)

Трубки турецкого типа, в отличие от голландских, имели чашечку округлой формы и цилиндрическую короткую втулку, в которую вставлялся чубук («цыбук») из дерева или тростника (чарота). На территории Украины за этой трубкой закрепилось народное название «носогрейка». Они не были чем-то дорогим, поэтому ими пользовались широкие слои населения.

Характерной особенностью турецкой трубки является украшение на чаше в виде ритмичного узора. Судя по тому, что этот повторяющийся рисунок часто имел смещения и искривления, он наносился штампом.

Целые трубки встречаются среди находок довольно редко. Как правило, они разбивались, когда владельцы выбивали остатки табака. Возможно, с лоевской находкой произошло то же самое, поскольку у трубки отколота левая часть чаши.

Исследователи утверждают, что люльки изготавливали в двухчастной форме, швы тщательно заглаживали. Они были чаще всего красного цвета, изредка серого. Характерные признаки таких курительных трубок – большой размер чашечки (от 3 см) и невысокая цилиндрическая граненая верхняя часть. Количество граней варьировалась от шести до десяти. На боковую поверхность тулейки наносили клеймо мастерской.

Считается, что большинство курительных трубок являются привозными, но, по некоторым предположениям, были и местные производители, то есть белорусские мастера изготавливали трубки по импортной модели.

Фрагмент печной дуги. Архив Музея битвы за Днепр (2021, фото Ксении Семашко)

Фрагмент печной дуги – одна из последних находок (и причем единичная!), сделанная в августе 2021 г. Этот дугообразный глиняный фрагмент – часть декоративной строительной керамики. Дуги служили для облицовки лицевой стороны перемычки какого-то проема печи, скорее всего устья.

Фрагмент печной дуги. Архив Музея битвы за Днепр (2021, фото Ксении Семашко)

Такой вид украшения печи известен на территории Великого княжества Литовского с XIV в.  Для дуг характерно, что их приплюснутая сторона всегда украшена орнаментом, отжатым небольшим штампом на сыром изделии сразу после формовки. Для орнаментации использовались традиционные элементы, которые встречались в вышивке, резьбе по дереву, книжной миниатюре, храмовой росписи, декоре архитектуры. Наиболее ранним штампом ученые считают решетку в кольце, как и на лоевской находке.

Самые известные и большие археологические коллекции печных дуг находятся в Полоцке, они датируются XVI–XVII вв.

Некоторые днепровские находки сегодня можно увидеть в открывшейся 17 октября 2023 г. экспозиции «Каштоўнасці роднага краю» Музея битвы за Днепр. Среди экспонатов предметы, рассказывающие о традициях и быте белорусов. Из артефактов можно увидеть курительные трубки, фрагменты керамических сосудов, монеты, которые передала для демонстрации Национальная академия наук Беларуси. Дополнительно музейная экспозиция оснащена интерактивной комнатой для занятий с юными посетителями.

Попробуйте себя в создании археологического рисунка.

Существуют определенные правила, которым нужно следовать при создании такого изображения.

Возьмите предмет, рассмотрите его внимательно. Обведите предмет по контуру, а затем перерисуйте все его элементы, не старясь добиться объемности и реалистичности изображения.

Рисунок должен быть четким и точным, информативным.

Если рисунков несколько, то они должны быть выполнены единообразно. В зависимости о того, из какого материала сделан предмет, используются определенные графические способы передачи его характерных черт и объема, прежде всего определенная штриховка. Для цветных металлов это точкование, как и для керамики. Для передачи структуры дерева используют волнистые линии. Железо изображают пересекающимися штрихами разной длины, кожу – точками и коротким штришками, имитирующими ворс, ткань – линиями, повторяющими направление и переплетение нитей.

Есть также некоторые правила в изображении разных видов предметов: меч изображается острием вниз, наконечники стрел – вертикально, острием вверх, лук – вертикально и др.

Используйте разные типы линий: сплошная линия – для края или контура, прерывистая – для обозначения ребер и переломов, пунктирной линией реконструируют недостающие детали.