Переправа коней и возов

Пераправа коней і вазоў

Александр Лопухов «Пятое апреля 1847 года», 1961 г.. Изображение с сайта onestreet.kiev.ua

В документах начала XX в. Лоев характеризуется как местечко, имеющее пароходную пристань при впадении Сожа в Днепр и верфь для постройки судов. Также через Лоев проходила почтовая дорога из Речицы в Чернигов. В местечке она пересекала Днепр и направлялась по Черниговской губернии. Здесь работала постоянная паромная переправа на шестах. 

Паромная переправа для лошадей с возами, 1918 г. (через Днепр у Речицы). Фото из телеграм-канала музейного проекта «Куфар старажытнасцяў».

Во время разлива Днепра переправа осуществлялась очень медленно, потому что паромщикам требовалось много сил, чтобы справиться с быстрым течением около правого берега Днепра. Известно, что в Лоеве переправа с левого берега на правый занимала до 3 часов, а с правого на левый осуществлялась быстрее, потому что пристань левого берега находилась около украинской деревни Каменка ниже по течению. Для ускорения переправы здесь использовалось два парома.

Паром через Днепр у Рогачёва. Фото с сайта ang7777.livejournal.com

Временная паромная переправа находилась в 5 км выше Лоева на так называемом «Московском извозе» – дороге, ведущей через д. Абакумы до Гомеля.

Вторая постоянная паромная переправа находилась ниже по Днепру около д. Глушец.

Во время весеннего половодья сообщение между правым и левым берегами Днепра осуществлялось только в Лоеве и д. Глушец, в других местах переправа была практически невозможна.

Как специфическое грузопассажирское судно паром известен с раннего средневековья на всех крупных реках: Днепре, Припяти, Немане, Западной Двине и других.

Широкое распространение имели паромы, состоящие из плавучей опоры и платформы с поручнями. В качестве опоры служили 2–3 большие выдолбленные лодки (дубы, чайки). Поперек их клали дубовые балки и настилали помост из толстых досок, которые прибивали гвоздями к балкам. Иногда платформу закрепляли на помосте из дубовых дилей (в этом случае не было опоры из лодок). По обеим сторонам парома делали барьер, поручни.

Обычно паром имел площадь 50–100 кв. метров и мог вместить 8–10 пароконных телег.

На Туровщине известен древний тип паромов корытообразной формы, без плавучей опоры. Въезжали на паром и съезжали с него по наклоненным мостикам. Двигался паром обычно при помощи каната или металлического троса, протянутого через блок, закрепленного на барьерах и привязанного к столбам на обоих берегах реки.

Паром через Днепр у Рогачёва. Фото с сайта ang7777.livejournal.com

В весеннее половодье во время разлива рек паром управлялся длинными шестами (елями) на мелководье, а на глубоком фарватере – с помощью большого весла (дреговки). В Речицком Полесье лоцману, руководящему паромом, помогали двое рабочих.

На Днепре и Припяти ранней весной (после ледохода) роль парома выполняли большие лодки (дубы) на веслах. Например, Чернобыльский дуб (длинной до 12 м, шириной до 2 м) мог одновременно перевезти 1–2 груженые повозки с лошадьми. В ХІХ – нач. ХХ в. паром содержали перевозчики, которые брали определенную плату деньгами, зерном и др.

Переправа лошадей через реку Пину. Фото с сайта sibved.livejournal.com

Шест (ялін) представлял собой длинную окоренную жердь. Рабочие упирались в дно реки концом шеста с железным наконечником, налегая грудью на верхний конец, оборудованный деревянной подушкой.

Нередко рабочих паромщиков называли «яліншчыкамі», «ярсіламі».

Днепр обеспечивал связь с соседями на левом берегу реки. На пароме в Лоев переправлялись украинские ремесленники и торговцы во время ярмарок на базарной площади. В сезон покоса и уборки сена на левый берег направлялись лоевские караваны.

Статья П. Силивончика о лоевском мосте, «Серп і молат», 12.07.2005.

В начале ХХ в. в Лоеве через реку Днепр был построен мост, открывавший короткий путь до Чернигова и Киева. В 1920 г. мост был взорван. При этом центральная ферма, обеспечивающая свободный проход судам, обрушилась и загородила фарватер. После этого два противоположных берега снова объединяла только паромная переправа.

Вениамин Кремер «Прорыв кораблей Днепровской флотилии у Лоева», 1920 г.

С развитием и модернизацией речных судов и сообщений у традиционных паромов изменился тип плавучей опоры: вместо ранее используемых лодок (дубов) стали применяться металлические понтоны. Самоходный паром, который управлялся с помощью шестов, весел, лины (троса), уступил место парому с тягой буксирным катером.

Долгое время паром через Днепр переправлял людей в самом центре города. Как и в начале ХХ в. на левом берегу паромный причал располагался возле д. Каменка, к нему вела грунтовая дорога, на правом берегу высадка пассажиров осуществлялась на дебаркадер «Лоев».

Паром через Днепр у Лоева, конец 60-х гг. ХХ в. (из архива Т. Корнеевец)

8 мая 2014 г. в Лоеве состоялось торжественное открытие новой паромной переправы через Днепр.

Река Днепр разделяет Лоевский район на две части. Земли заречной зоны, отделенные от райцентра водной акваторией, составляют примерно пятую часть территории района. Раньше жителям местных населенных пунктов, например д. Абакумы, чтобы приехать в Лоев на автомобиле, необходимо было преодолеть расстояние в 140 км. Сейчас этот путь составит 7 км – в 20 раз короче. Инвестиционный проект «Строительство автомобильной дороги Абакумы – Лоев с устройством паромной переправы через реку Днепр» был реализован в течение одного года. Средства на него в размере 14 миллиардов рублей были выделены из областного бюджета. По обоим берегам реки оборудованы остановки. Транспортный паром был сделан в Речице. Его размер 24×24 м, площадка для заезда транспорта 15×15 м, грузоперемещение – 60 т. Во время испытаний он перевозил до 7 транспортных единиц, включая легковые и грузовые автомобили, тракторы и другую тяжелую технику.

Паромная переправа имеет не только социальное, но и экономическое значение для района. С 9 мая 2014 г. паром осуществляет постоянные перевозки, делая ежедневно до 6 рейсов в течение всего сезона навигации.