Теплоход «Головачев» и Св. Евфросиния

Цеплаход «Галавачоў» і Св. Еўфрасіння

Киев. Подол. 1910-е гг. Фото с сайта unc.ua

В 1910 г. святые мощи преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой, из Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, где они хранились более семи веков, были перенесены в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке.

Свято-Евфросиниевские торжества в Киеве начались на второй день Святой Пасхи 19 апреля 1910 г. В этот день в Дальних пещерах в пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы было совершено пасхальное Всенощное бдение. Утром 20 апреля после Божественной литургии во время молебна святые мощи преподобной Евфросинии были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из пещеры и установлены в храме на особом возвышении. Скопление верующих было настолько многочисленно, что только в Лавре их насчитали более 20 тысяч.

22 апреля стал центром киевских торжеств. Святая Киево-Печерская Лавра прощалась с великой Полоцкой игуменьей. По словам очевидцев, склоны городских холмов, балконы и кровли домов, улицы и сады были заполнены народом.

Пароход «Головачев» на киевской пристани, 1901–1920 гг. Фото с сайта unc.ua

В носовой части убранного зеленью и цветами, украшенного флагами парохода «Головачев» была сооружена часовня с большими зеркальными окнами, по сторонам которой располагались две золотые хоругви. Рака со святыми мощами была установлена под специальным балдахином в кормовой части ослепительно белого парохода. Под пение тропаря преподобной пароход со святыней на борту в сопровождении судов «Александровск» и «Киев» медленно удалялся от пристани…

Рака со святыми мощами отправилась по Днепру в Оршу под звон колоколов и звуки военного оркестра. Киевляне торжественно проводили святыню.

Поднимаясь вверх по Днепру, судно причаливало в Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве. Вдоль берегов реки собирались тысячи людей, чтобы приветствовать преподобную. А когда пароход уплывал, люди пили воду из реки как освященную самой Евфросинией.

Тысячи людей замирают в священном трепете… Молитва несется к небесам… Такая редкая, незабвенная картина была в красивом уголке, у села Деражичи…

Все далее уплывают южные берега Днепра… Уже вечереет… Могучая река, как великан-богатырь, вздымает свою мощную грудь, колышет пароходы – мы у Радуля… Издалека еще видно: весь берег усеян народом… Женщины, дети… Здесь и старообрядцы… Они тоже пришли отдать дань великому торжеству… Колышутся хоругви… Развеваются десятки флагов… Единоверческое духовенство совершает молебен… Издалека, как звуки неземной лиры, несется молебное пение. Плавно приближается и проходит у берега «Головачев». Стена из тысяч людей вдруг сдвигается, все падают на колени… Вот она, народная вера! Вот он, русский человек! Мы уходим. Прощай, дорогой Радуль…

По правую сторону Днепра опять встреча… Люди из маленькой деревушки Щитцы… Здесь нет вблизи села, нет духовенства… Торжественно встретило святые мощи население Щитцов. Все, от мала до велика, стали у берега с зажженными свечами… Я глядел на это дивное зрелище, слезы радости наворачивались на глаза, и я чувствовал душой не только это праздничное мерцание свечей, не только ряд этих видимых огоньков, но и другие огоньки, огоньки народной души, народной веры…

Вхожу в каюту… Набрасываю эти торопливые строки… меня опять зовут наверх… Гляжу… Опять та же картина, опять тот же торжественно-умилительный вид… Это встречает преподобную княжну население деревни Лопатни. Наш «Александровск» подходит ближе… Все на коленях… Зажженные свечи маленькими точками колышутся в серой мгле весеннего вечера… «Второй пароход… С крестом… Там святые мощи!» – слышатся голоса с нашего парохода. С берега благодарно кивают головой. Новая трогательная встреча…

Уже вечер… Бездонное голубое небо, как неизмеримо широкий необъятный океан, повисло своим темно-голубым куполом над миром… Тысячи небесных свечей мерцают в таинственной вышине… Высокий берег Днепра, как вековая стена, стоит над игриво переливающимися струйками реки… Мы у Лоева… Плавно проходит близ берега «Головачев»… Тихая речная гладь… Мрак ночи все сгущается… Все вокруг начинает терять свои очертания… Берег сливается с ровной, точно застывшей, рекой… Повсюду, по обоим берегам, как чистые звездочки, теплятся свечи в руках людей… Не видно лиц, не слышно голосов… Только ровные огоньки свечей говорят: они здесь… Они многие часы на страже… Ждут великого мгновения, когда пароход со святыней пройдет мимо них… Для этого мгновения они пришли за десятки верст, простояли в ожидании долгие часы…».

Так описал путь раки с мощами Святой Евфросинии до Лоева историк Довгялло Дмитрий Иванович.

Очень умилительной и трогательной была встреча преподобной Евфросинии в местечке Лоев. Кругом царила тишина. «Головачев» совсем замедлил ход и плавно скользил по темной поверхности Днепра. «Христос воскресе!» – среди глубокой тишины голос архимандрита Пантелеимона прозвучал особенно торжественно. «Воистину воскресе!» – громогласно ответил народ…» –

спустя три года после торжества так вспоминалось это событие в «Торжественном перенесении святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года)», опубликованном в г. Киеве.

Непосредственный участник перенесения мощей, Довгялло Д.И., оставил еще одну дневниковую запись, касающуюся продвижения раки с мощами святой по Лоевскому району:

Уже почти полночь… тихая, святая… Не хочется оторваться от неземной картины и уходить в каюту… Сон бежит… В окно падает свет многих десятков огоньков…

Это уже уголок Минщины – некая деревушка Казимировка вышла навстречу… Пароход с мощами плавно подходит к берегу. Чуть заметно движется он по темно-синей, отражающей в себе сотни огоньков поверхности реки…

Я никогда не забуду одного короткого, но яркого мгновения. Пароходы почти у берега… Берег высокий, крутой… Вверху, на выступе, группа людей. Вдруг вся эта группа срывается с высокого обрыва, бросается вниз. С невероятной быстротой скатываются, падают десятки людей вниз к реке, чтобы быть ближе к святыне. Им грозит опасность разбиться о землю, даже более того – упасть в воды Днепра, но… но все это забыто…

Уже час ночи… Берега Днепра по-прежнему в огнях. Маленькие огоньки свечей сливаются с огнями костров… Вновь одна за другой встречи… Страдубка… Чаплин… Холмеч… Редкие картины, одна ярче другой…

Прибытие парохода «Головачева» со святыми мощами Преподобной Евфросинии к Речицкой пристани (Памятная книжка Минской губернии (1833–1917). Фото с сайта nlr.ru

Первым белорусским городом, где была совершена остановка, стала Речица. Святые мощи прибыли в город в 9 часов утра 25 апреля. Первым причалил вестовой пароход «Александровск», через 20 минут прибыл пароход «Головачев». Через некоторое время духовенство в сопровождении Преосвященного вынесло раку на берег, установило ее на носилки и под балдахином, украшенным гирляндами цветов и крестами, понесло святыню в Свято-Успенский собор.

Отплытие парохода «Головачев» со святыми мощами Преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой (Памятная книжка Минской губернии (1833–1917). Фото с сайта nlr.ru

Под «красный звон» колоколов святые мощи были внесены в собор, крышку сняли, а Владыка Михаил начал совершать Божественную Литургию. Поздно вечером 26 апреля приступили к обратному перенесению святых мощей на пароход, направляющийся в Оршу.

Орша. Пароходная пристань на Днепре. Начало ХХ в. Фото с сайта www.sb.by

От Орши раку несли в Полоцк окружным путем – по уездам губернии, чтобы верующие могли поклониться святой. Нередко службы проводили прямо под открытым небом.

Улицы городов украшали флагами, коврами, гирляндами, арками из ветвей и цветов с изображением буквы «Е» и княжеской короны. В некоторых местах верующие устилали путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, хвоей, цветами, полотном, ручниками и платками.

В Полоцке верующие составили одну большую процессию, двигавшуюся по Витебской улице. По пути крестного хода в почетном карауле выстроились войска, а возле Спасской обители по обе стороны дороги – полоцкие железнодорожные роты с военным оркестром. Солнце ярко освещало белоснежные монастырские храмы, блистало на крестах куполов. Святые мощи внесли в Кресто-Воздвиженский собор и поставили на помосте. Полоцкая княжна возвратилась в родной край.

Ходатайства о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в родной край начались в 1832 г. (когда Спасо-Преображенский храм был возвращен православным) и продолжались в течение 77 лет. Святейший Синод долгое время не давал разрешения на перенесение мощей главным образом из-за господствовавшего в Полоцке иноверия. В 1870 г. в Киево-Печерской Лавре от мощей святой была отделена частица «в благословение и духовное ограждение Полоцкой обители». Святыню перенесли в Витебск, а затем, в 1871 г., – в Спасо-Евфросиниевскую обитель.

Продолжительный спор двух древних городов за право хранения мощей преподобной Евфросинии закончился 3 июля 1909 г., когда Государь Николай II подписал резолюцию, в которой выразил свое согласие на возвращение святыни в Полоцк.

Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преподобной Евфросинии в Полоцк. Предлагаю Священному Синоду обсудить подробности перенесения в ближайшую зимнюю сессию и затем снова доложить Мне.

А 29 января 1910 г. был издан Указ Императора, утверждавший порядок торжественного перенесения мощей из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

Речь при встрече святых мощей Преподобной в Речицком Успенском Соборе 25 апреля 1910 г. (Минские Епархиальные ведомости, № 10, 15 мая 1910 г., часть неофициальная)

В параграфе №9 был обозначен порядок торжественного перенесения Святых мощей Преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Во время следования по Днепру будут сделаны следующие остановки: 23-го апреля – в Любече Черниговской епархии. 25-го апреля в городе Речице Минской епархии. 27-го апреля в городе Рогачеве Могилевской епархии. 29-го апреля в Старом Быхове Могилевской епархии. Во всех указанных четырех местах Святые мощи, если не встретится препятствий, сносятся на берег и поставляются или в местном храме, или в особо устроенной на берегу сени: при них совершается местным епархиальным духовенством всенощное бдение и, если это будет в храме, то и Божественная Литургия. Святые мощи вновь поставляются на пароход, для следования вверх по Днепру. В каждом из означенных четырех мест Святые мощи пробудут не более суток.

Утешение киевлянам при прощании со святыми мощами преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой (Минские Епархиальные ведомости, № 10, 15 мая 1910 г., часть неофициальная)

Святыню перевозили по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км, а от Орши до Полоцка через Витебск — 201 км окружным путем раку с мощами несли священнослужители, монахини и простые богомольцы. Это памятное событие вошло в историю под названием Свято-Евфросиниевских Торжеств.

Более глубоко с историей Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, историей ходатайств о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии, хроникой Свято-Евфросиниевскими Торжествами 1910 г. можно познакомиться на сайте Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.