Дощатая лодка

Дашчатая лодка

Рыбацкие лодки, 2017 г. Рыбаки часто оставляют свои лодки зимовать на лоевском пляже (фото К. Семашко)

Лодка – название речных судов различных типов, размеров и конструкции. Впервые упоминается в летописях ХІІ в.

В период позднего феодализма термин «лодка» постепенно потерял собирательное, обобщенное значение. С ХІХ в. лодкой стали называть небольшое судно для рыболовства, плотогонства, охоты, местных перевозок людей и грузов.

Лодки бывают двух типов: выдолбленные однодревки (челнок, камяга, дубица, дуб, шугалея) и дощатые (лодка, дощаник, чайка).

Дощатые лодки

Дощатые лодки начали изготавливаться во 2-й половине ХІХ в. К началу ХХ в. благодаря своему удобству, легкости и устойчивости они почти полностью вытеснили традиционные челны.

Мастерство лоевских плотников передавалось из поколения в поколение. Местные мастера строили из дерева легкие и прочные лодки.

Без сомнения, потомственных лоевских рыбаков можно назвать отличными мастерами по изготовлению весельных лодок – от малых до больших, – предназначенных в основном для ловли рыбы.

Затонувшая малая лодка, 2012 г. (фото К.Семашко)

Дощатые лодки, получившие повсеместное распространение на Полесье в конце XIX – начале XX в., мало различались по форме (как правило, имели заостренный нос и тупую корму).

Изготовлялись они из сосновых досок, которые скреплялись металлическими скобами, заклепками, сбивались гвоздями, стягивались дубовыми кокорами (нижняя часть ствола хвойного дерева вместе с перпендикулярным к нему большим корнем). Щели между досками конопатили мхом. Снаружи лодку смолили.

Современные рыбаки-любители одновременно с традиционными дощатыми используют лодки из металла, резины и других материалов.

Рыбацкий причал на берегу Днепра у улицы Царикова. На берегу и малые, и большие дощатые лодки и челн (из архива Т. Корнеевец)

Однако и сегодня есть народные умельцы по изготовлению лодок. В Лоеве вдоль реки около рыбацких будок можно увидеть перевернутые вверх дном суда, находящиеся на реконструкции.

Тем, как сделать лодку, поделился Иван Адольфович Калковский, мастер другого водно-озерного региона Беларуси – Браславщины. Вот как записал процесс создания лодки Казимир Петрушко:

Сначала, конечно, нужно научиться отбирать доски. Не всякие годятся, хотя могут быть и без сучков. Это приходит с опытом. Я обычно использовал сосновые: они не так трескаются, как еловые. Заготавливать их желательно зимой. До весны они должны сохнуть, а уже сухие нужно замачивать, лишь затем можно выгибать. Из «пятерки» выпиливаются дуги: часть – циркуляркой, часть – топором. Как их сумеешь разложить, такой получится и устойчивость лодки. Нос и корму можно делать из сосны, но лучше – из осины: она намного долговечнее. Для них нужны толстые чурки, чтобы отколоть необходимой толщины боковины, а попадет сердцевина – будут трескаться. На весла годится елочка, причем не густослойная, так как она тяжелая. Легкость и прочность весла зависит и от характера вырезки: нужно к обаполу захватить чуть-чуть сердцевины. За многолетний опыт и практику помнится, что за сезон по 20 лодок приходилось делать, но это уже история.

Лоевские рыбаки в лодке с мотором у «подизвоза» (из архива Т. Корнеевец)

Сегодня лодка – это маломерное транспортное средство, которое подлежит государственной регистрации.

Если в техническом паспорте плавсредства указана грузоподъемность свыше 225 кг, то такая лодка регистрируется в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).

При регистрации владелец лодки обязан предоставить:

  • само маломерное судно (если есть – и двигатель);
  • технический паспорт на лодку с отметкой о продаже (аналогичные документы на двигатель);
  • правоустанавливающие документы (договор купли – продажи как на плавсредство, так и на двигатель);
  • паспорт владельца либо вид на жительство;
  • квитанцию о внесении оплаты за регистрацию;
  • заявление (заполняется в ГИМС).

После регистрации плавсредству присваивается регистрационный номер, а владельцу лодки выдается судовой билет, талон предупреждений, сертификат установленного образца (для отметок о прохождении ТО).

После прохождения процедуры государственной регистрации плавсредства владелец маломерного судна должен в течение 10 дней передать его на техническое освидетельствование. 

Публикация в районной газете «Серп и молот» о безопасном использовании лодок, 19.11.1974 (фото Ксении Семашко)

После регистрации плавсредству присваивается регистрационный номер в виде буквенного кода из букв кириллического алфавита и порядковый номер из четырех цифр. Номер наносится на борт маломерного судна. Высота знаков регистрационного номера должна быть не менее 10 см, а их ширина – не менее 5 см, ширина наносимых линий – 1,5 см, расстояние между знаками 1,5–2 см. Номер наносится одной строкой на расстоянии ¼ длины корпуса от носа лодки выше ватерлинии.

Меньше трудностей возникает у тех рыболовов, которые приобретают гребное маломерное судно грузоподъемностью до 225 килограмм. Это лодки, используемые для судоходства и любительского рыболовства на внутренних водных путях Беларуси. Регистрации и техническому освидетельствованию такие плавсредства не подлежат.

А если лодка самодельная, ее мастеру или хозяину необходимо предоставить протокол испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность проведения испытаний в системе аккредитации Республики Беларусь для маломерных судов согласно ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования». Все прогулочные суда независимо от статуса изготовителя подлежат обязательной сертификации по показателям безопасности.