Лайба (карбас рачны)
Лайба – легкая и устойчивая лодка с косыми парусами, известная с XV в. на Западной Двине и Вилии. Совершенствуясь и увеличиваясь в размерах, с середины XIX в. она постепенно вытеснила другие виды судов.
Согласно переписи речных судов, проведенной Министерством путей сообщения России в 1880–90-х гг., лайбы в бассейне Западной Двины составляли до 63% всех судов. Они также широко применялись в конце XIX – начале ХХ в. и на Днепре.
У художника Ильи Репина есть небольшой карандашный рисунок «Бурлаки на Двине», который он сделал в 1899 г., когда жил в усадьбе Здравнёво, расположенной на берегу Западной Двины. В письме от 27 июня 1892 г., адресованном Надежде Васильевне, сестре историка искусств и общественного деятеля Владимира Васильевича Стасова, художник писал:
А я всё больше поглощен набережной – укрепляю. Мне возят большие камни, скатывают в обрывистый спуск к Двине и укладывают циклопической кладкой. У меня от лопаты огрубели руки; но на берегу так весело! Постоянно проходят партии бурлаков (лайбовники – тут так называют; от лайба – барка), с огромными парусами идут они против течения быстрой реки от Витебска до Суража, Велижа вверх; а оттуда несутся по быстрому течению. <…> это здесь самый ужасный народ. Они и воры, и разбойники, и конокрады, и дерзкие сквернословы, когда бегут вниз. За то когда тяжело шагают вверх, опираясь на палку, влегши в широкую лямку и частью босые, по острым камням, тогда мрачно и молча глядят они исподлобья…
В СССР бурлацкая тяга как дешевый вид транспортных услуг была запрещена только в 1929 г. постановлением Народного комиссариата путей сообщения, в подчинении которого до 1931 г. был речной транспорт. Тем не менее с помощью бурлаков перевозились грузы в годы Великой Отечественной войны на малых реках из-за элементарного отсутствия на них буксиров.