Татарский брод

Татарскі брод

Несмотря на то, что Лоев имеет древнюю историю, первое письменное упоминание о существовании здесь замка датируется 1505 г., когда татарская орда под предводительством трех крымских царевичей Мухаммед-Гирея, Бити-Гирея и Бурнаш-Гирея, сыновей Менгли-Гирея, вторглась в литовские земли. Под Лоевом татары переправились через реку Днепр, полностью сожгли замок на Лоевой Горе и двинулись вглубь Великого княжества Литовского. Сам калга Мухаммед-Гирей с главными силами орды выступил на Минск, а младших братьев Бити-Гирея и Бурнаш-Гирея отправил на Слуцк. В замке тогда находилась вдовствующая княгиня Анастасия Ивановна Слуцкая (жена Семена Михайловича Олельковича) со своим малолетним сыном Юрием. Крымцы разорили предместья и окрестности Слуцка, штурмовали сам город, пытались его поджечь и делали подкопы. Однако слуцкий гарнизон и местные жители под предводительством княгини Анастасии Слуцкой мужественно сопротивлялись.

Путь к землям ВКЛ и другим соседним государствам у крымских татар начинался с Перекопа (крымско-тат. Ор-Капы), города-крепости, который долгое время выполнял функцию ворот в Крым.

Далее на своем пути татары встречали реку Припять. Перейти ее можно было лишь через броды возле Турова, Пинска, Петрикова и нескольких других городов. В некоторых случаях татары могли переправляться через Днепр возле Лоева. И тогда они двигались по водоразделам Случи, Птичи и Березины, петляя по лесам и болотам.

Переправа через Днепр располагалась на мелководье в 1,2 км к югу-юго-западу от замка, около устья небольшой реки Витачь – местные жители назвали это место Татарским бродом.

Знак, установленный лоевскими краеведами в районе урочища Татарский брод, 2016 г. (фото К. Семашко)

Татарский брод требовал постоянного пристального внимания. Обязанность охранять его была возложена на воинов и жителей лоевского замка, но своими силами они не могли справиться с этой задачей.

После очередного разрушения староста Любечский и Лоевский Павел Сапега между 1560–1580 гг. «власным накладом своим замок и место на Лоевой Горе на шляху татарским заложил». Лоевский замок был восстановлен и еще больше укреплен. Стараниями Павла Сапеги обязанности по замковой обороне на Лоевой Горе были возложены также и на жителей соседней Речицкой волости. Как свидетельствует текст Устава г. Речица, который издали королевские ревизоры Григорий Волович и Николай Нарушевич в 1561 г., во время «померы і установления платов» в обязанность речицких властей входило выставлять сторожевой пост на Лоевой Горе «для небеспечности от неприятеля земского… и на тую сторожу складатися повинны яко мещане, так и волощане десять коп грошей» (капа равнялась 60 грошам). Интересно, что речицкие мещане в 1596 г. обращались непосредственно к королю и великому князю Сигизмунду III Вазе с просьбой о подтверждении Устава 1561 г., по которому они должны были нести «сторожу» в Лоеве «от поганцов татар для беспеченства там тых краев руских панства нашого Великого князства Литовского». За эту службу жители Речицы освобождались от уплаты таможенных налогов на «ваявод, старост и державец» и частных лиц (шляхты и духовенства) и даже от пошлин на товары, перевозимые по реке или по суше. Не уплачивали они налоги и в дни проведения двух речицких ярмарок. В 1603 г. речицкие мещане вновь обращались к Сигизмунду III с просьбой о подтверждении Устава 1561 г.

Со временем часть повинностей по содержанию замка легла и на плечи лоевского мещанства, так как его количество возрастало. Если в 1571 г. в Лоеве насчитывалось только 3 мещанских «дыма» (домовладения, хозяйства), то в 1579 г. – 20.

А. ван Вестерфельд, Смещение казаков с укреплений на развилках Днепра и Сожа 6 июля 1651 г. (копия к. XVIII в., бумага), Музей Войска Польского в Варшаве

В XVII в. Татарский брод оказался в эпицентре второго этапа битвы под Лоевом – основные боевые действия переместились именно сюда. Надеясь как-то спастись, казаки попытались пересечь Днепр вплавь, однако под шквальным огнем противника значительная их часть погибла.

Несмотря на то, что со времен набегов крымских татар прошло более 500 лет, память о них до сих пор хранится в местных легендах. К примеру, в одной из легенд есть такое упоминание об этих событиях:

А вось на тых косах на Дняпры кажуць Татарскі брод – калі татары былі ў нашай мясцовасці, дык узялі яны правадыра і праз Днепр пайшлі. Узялі ўсе свае багацце (скарбы), але прайсці без страт ім не давялося. Кажуць, што на тым месцы дно залатое ў Днепры. Але даўно етае было.

В 1956 г. в деревне Деражичи Лоевского района белорусский фольклорист Константин Павлович Кабашников записал легенду об урочище – месте битвы с татарами:

Пра войны тыя нам дзяды расказвалі, ну, а ў кніжках, можа, і не так, як мы знаем. Тут і шведы былі, і палякі, і французы, ну, усіх іх і пабілі. Во, можа, чулі, тут недалёка Рубеж, дак то яшчэ ад татар. Прыйшлі яны і сталі супроць нашага войска. А раней дак перш біліся князі ці багатыры, а за імі ўжо войска. Выйшлі на поле татарын і рускі, біліся конныя, потым пешыя, ну ніхто не пераможа. На другі дзень, аддыхнуўшы, зноў сышліся. І зноў таксама ніхто не пабядзіў. Так і прастаялі сем дзён, пакуль не знайшоўся такі малады хлопец, што як схапіў таго татарына да як кінуў яго вобземлю, так і забіў. А за ім і ўсё войска на татар пайшло, пабілі іх многа, некаторых пабралі да паразганялі. Дак ад таго і Рубеж завецца, што доўга на ім стаялі. А ў капцах недалёка татары закапаны.

В этом же году Константин Павлович в деревне Абакумы Лоевского района записал легенду об урочище Татарский Каудоб:

Татарскі Каўдоб, ён ужо зарос, заплыў, ну, яма яшчэ ёсць. Калісь, кажуць, татары ці манголы, як іх там называюць, прыходзілі сюды. Дак у гэтым месцы засаду ім зрабілі, акружылі ўвесь атрад і пабілі, колькі іх там было. А хто астаўся, дак схаваўся ў лесе і сабраліся потым у гэтую яму. Яе і празвалі Татарскі Каўдоб. Яны доўга там жылі, людзі баяліся ў лес хадзіць, пакуль іх не палавілі.

На топонимических картах почти всех регионов Беларуси сохранились названия урочищ и мест, связанных с нашествием татар.

На территории Ельского района у д. Воловск, по воспоминаниям местных жителей, был Татарский брод, или татарская горка, где проходили татарские войска. 

В д. Тонеж Туровского района Гомельской области находится урочище Поле татарина, где была битва с татарами.