Доўгая прамтаварная крама Генаха Ганкіна
Ой, першы горад – славен наш Кiеў. Ой, другi горад – славен Чарнiгаў. А трэцi горад – славен наш Лоеў. Як Кiеў славен – ўсё царквамi. Чарнiгаў славен – ўсё казакамi. А Лоеў славен – ўсё таргаўцамi. Што ў Кiеў хадзiць – богу малiцца. А ў Чарнiгаў – ваявацiся. Ой, а ў Лоеў – таргавацiся.
«Зiмовыя песнi: калядкі і шчадроўкі», 1975, № 288. Запись сделана Зинаидой Можейко в 1965 г. в д. Деражичи от Марии Темляк (74 года).
В XVI в. королевская власть создавала благоприятные условия для оживления колонизационного процесса, проявляющегося в частности в предоставлении жителям новых поселений, особенно приграничных городов, налоговых льгот и различных вольностей, так «вольнизны» от уплаты чиншу на несколько лет. Жителям Лоева предоставлялись такие вольности на 12 лет, с правом отбывания свободной торговли и шинковки спиртными напитками, чтобы максимально заинтересовать местное население и поощрить пришельцев оседать и строиться в Лоеве: «Которым всимъ людямъ и подданымъ нашимъ, которые бы тамъ на томъ местцу и кгрунте осадити хотели и осели, даемъ вольности на дванадцат год от всяких чинжовъ, податку и повинностей, капщизнъ, чопового и всякого мыта, цла и поборовъ нашихъ такъ, иж тые вси подданые наши, которые бы на томъ местцу и кгрунте Лоевомъ городищу осели, не будут повинни тых всих вышей помененныхъ податковъ и повинностей чинити, полнити и отдавати, але вольно всякими речами и куплями, якимъ-колвекъ именемъ названими, гандлєвати и купчити, торговати, корчмы медовые, пивные и горелъчаные мети, и в нихъ всяким напоемъ шинковати без даванья капъщизнъ, чопового и всякого податку аж до выйстья тоє вольности от насъ имъ даное».
Привилегией на Магдебургское право Лоеву от 3 августа 1576 г. в местечке учреждалась одна ежегодная ярмарка на святого Петра и Павла (видимо учитывая малочисленность города в то время), а также еженедельный торг по вторникам.
Как правило, жители таких городков получали разрешение на строительство сооружений различного назначения – лавок, весы (для взвешивания товаров), постригальи, бани и др.
Привилегия 1576 г. способствовала развитию города, о чем в частности свидетельствуют статистические данные: если в 1571 г. в Лоеве было только 3 дыма (т. е. три домохозяйства) и статус села, то через 30 лет – в 1606 г. по данным люстрации Киевского воеводства – в нем насчитывалось 186 дымов (или домохозяйств) и волость с 8 деревнями.
Эти цифры красноречиво свидетельствуют о бурном развитии города после предоставления королевской привилегии. Вместе с городом развивалась торговля на его территории.
Спустя три столетия, в XIX–ХХ вв., Лоев славился своими ярмарками и торговлей. На лоевских ярмарках можно было приобрести самые разнообразные товары: промышленные и ремесленнические изделия, зерно, лен, скот, сено, дрова, деготь, соленую речную рыбу, жмых от семечек подсолнуха и льна и др. Известно, что в 1861 г. на лоевскую десятую ярмарку было привезено товаров на сумму 2800 руб., продано – на 1300 руб. В 1863 г. было привезено товаров на 3200 рублей, продано – на 1550, в 1864 г. соответственно на 3600 и 2000 рублей. Предположительно годовой оборот всех лоевских базаров составлял от 20 000 до 30 000 рублей, что было значительной по тем временам суммой.
Особенно оживленная торговля в местечке была весной. Обычно ярмарки-базары (ярмалки) не вмещались на Базарной площади (сейчас центральная площадь), они занимали также значительную часть Базарной улицы (ныне улица Ленина), вплоть до гребли и мостика через реку Витач. Лоевские ярмарки были настоящими фестивалями – они сопровождались гуляньями, выступлениями артистов, цыган, детскими аттракционами и другими развлечениями.
Транзитной торговлей в Лоеве в основном занимались евреи. С XIX в. известны фамилии лоевских торговцев – Долгины, Притыцкие, Соболевские, Холмецкие, Шейхманы зарабатывали свой капитал на посреднической торговле лесом и другими товарами. Именно этим семьям принадлежали роскошные дома в центре местечка, включая кирпичные, некоторые из которых сохранились до нашего времени.
По сведениям «Памятной книжки Минской губернии», в 1912 г. в Лоеве проходило 12 ярмарок. В 1913 г. в местечке прошли 10 ярмарок: первая из них была 7-8 января, на праздник Крещения, следующая – 2-3 февраля – на Сретение, третья – 24 февраля, на праздник Иоанна Крестителя, четвертая – 9 мая, на весенний праздник Николая, следующая – на третий день Святой Троицы, в августе были две ярмарки – 15 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, и 29-30 августа, на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Трехдневная ярмарка проводилась на зимний праздник Николая Чудотворца 3, 5 и 6 декабря, а последняя ярмарка была организована в четверг и пятницу перед Рождеством Христовым. В 1913 г. в памятных книжках впервые упоминается кирмаш в д. Крупейки, проводимый на Десятуху (в пятницу на десятой неделе после Пасхи), возле каплички святой Параскевы в 7 км от Лоева.
Для сравнения, в соседнем м. Холмеч в 1912 г. и 1913 г. прошли по 3 ярмарки, в Брагине в 1912 г. – 7 ярмарок, в 1913 г. – 9. Можно сказать, что Лоев был местом, где велась самая активная торговля в регионе.
Во второй половине XIX в. наблюдается развитие стационарной торговли – оптовой и розничной – в лавках, магазинах и складах. Наиболее активно это происходило в самых крупных городах Беларуси. Развитие постоянной торговли сопровождалось ростом гильдейского купечества.
Как в XIX–ХХ вв. выглядел центр Лоева, описал Анатолий Долотов в статье «Экскурсия в прошлое по современной центральной площади», опубликованной в 2005 г. в газете «Серп и молот». «Одной из главных улиц была Базарная, которая значительно расширялась, образовывая площадь возле пристани, где разгружались и загружались речные суда. Мощеная дорожка от спуска к реке вела вплоть до мраморных ступеней Троицкой церкви, а вокруг улицы – магазины лоевских торговцев. Одновременно они служили и местами проживания семей самих купцов. До Октябрьской революции площадь была больших размеров, чем сейчас. Современное здание редакции стояло на самом краю площади, от него начиналась Базарная улица. Второй, противоположный, край площади ограничивался кирпичным домом по ул. Советская, 4. Здание речного вокзала, дом Наума Долгина. Далее с двух сторон шли небольшие магазины – как по склону Гилевой (Смоличевой) горы, так и вдоль Днепра. Напротив современного здания редакции располагалась синагога.
Вид Базарной площади очень изменился после большого пожара, произошедшего в июне 1895 г., во время которого сгорело вместе с жилыми и хозяйственными постройками 58 торговых точек».
По данным переписи населения, 1897 г. население Лоева составляло 4 667 человек, из них 2150 (47%) евреев, работали 24 магазина и торговые конторы.
Еще одно описание Базарной площади принадлежит Анатолию Колосу, уроженцу Лоева: «Центральная площадь в 20-30-ее гг. ХХ в. выглядела примерно так: в начале улицы Советской, где теперь Музей битвы за Днепр, стоял небольшой магазинчик скобяных товаров, в котором продавали гвозди, краски, упряжь для лошадей и другое. Далее, по центральной улице размещался большой книжный магазин с книгами и учебниками, затем стоял дом с парикмахерской и фотографией… Под косогором, на котором располагалась Троицкая церковь, стояли длинные невзрачные здания магазина и базы. В середине 30-х гг. постройки эти были снесены. На их месте заложен сквер и установлен памятник Ленину. За сквером возвышался длинный двухэтажный дом, где на первом этаже была булочная, торговали в ней евреи – Сролик и Малка. Далее в этом здании размещалась пекарня. Верхний этаж был занят под квартиры. Следующими были небольшой промтоварный магазин и хлебный магазин Липника. С противоположной стороны улицы стояло старое пустующее здание и магазин «Центроспирт». Если двигаться уже по противоположной стороне к пристани, то вглубь от угла ул. Царикова незадолго до войны был построен большой продуктовый магазин. За ним тянулось здание пекарни, где выпекали черный хлеб. Дальше была пивнушка и небольшая булочная. За ними стояло внушительное здание столовой. Замыкал площадь длинный промтоварный магазин Ганкина, погибшего в начале войны».
Об организации в Лоеве торговли и обустройстве Базарной площади в 1936 г. свидетельствует обязательное постановление №1 Лоевского местечкового совета от 26 марта 1936 г. «Аб дабрабыту і культуры мястэчка Лоеў на 1936 год». Выписка из постановления приводится с сохранением авторского написания:
п. 2. Катэгарычна забараніць усім гандлюючым арганізацыям утвараць продаж і загатоўку, утрыманне скураных складаў, заготуцільных пунктаў, баз заготжывёлы ў цэнтры мястэчка, у якіх захоўваюцца скуры, уціль, рознага рада сыравіна, газа, бензін мазь і інш., абавязаў усе арганізацыі да 15 красавіка 1936 года аслабаніць памяшканні, як комунальныя так і прыватных дамаўласнікаў, занятых пад гэтымі складамі. Дазволіць пабудову памянёных складаў па Першамайскай вуліцы каля маста па дарозе Лоеў-Крупейкі.
п. 3. Базарная плошча калгаснага рынка ўстанаўліваецца з 30 сакавіка 1936 па Інтэрнацыянальнай – Перакопнай вуліцах, дзе павінен утварацца продаж і гандаль усімі прывазімымі таварамі. Забараніць усім грамадзянам прыязжаючым як на базар так і па іншым патрэбам стаянку падвод па цэнтральным вуліцам – Першамайскай, Совецкай і ўсім астатнім вуліцам, за выключэннем адпаведнага месца – базарнай плошчы.
п. 4. За невыкананне і парушэнне гэтай абавязковай пастановы асобы, парушыўшыя прыцягваюцца да адказнасці ў адміністрацыйным парадку да штрафу і прымуспрацы, згодна пастановы ЦВК і СНК БССР ад 15 мая 1931 г.
п. 5. Нагляд за выкананнем гэтай абавязковай пастановы ўскладаецца на членаў местсовета і органы міліцыі.
п. 6. Гэтая пастанова ўваходзіць ў законную сілу з дня яе апублікавання і мае сілу на працягу аднаго года.
Старшыня Лоеўскага местсовета КАЦУБА.
Сакратар ГЛАЗКО.
Этим постановление Базарная площадь была перенесена в другое место, значительно изменилась и сама торговля в городе, давно уже нет в центре города деревянного магазина Ганкина, но до сих пор в памяти старожилов хранится история этой семьи.
Мельник Нина Мефодьевна, уроженка Лоева, вспоминала их трагическую историю: «На том месте, где сейчас стоит памятник Ленину, вдоль склона горы стояли магазины, а там, где высокий памятник (обелиск) стоит, там был деревянный промтоварный магазин. В нем работал Ганкин, еврей. Я помню еще, была маленькая, родители занимали очередь у магазина с трех часов ночи. Очередь люди занимали, чтобы достать мануфактурную ткань для пошива одежды. В магазине в основном торговали тканями. Ганкин был нашим соседом по старой квартире, у него была «русская» жена и двое деток – я с ними дружила. В 1942 г. в дом, стоявший недалеко от нынешней аптеки, согнали евреев. Там же оказались и мои друзья, я еще ходила к ним, а девочка ко мне могла выходить из этого дома. Если бы на теперешний ум, я бы ее забрала и спрятала где-нибудь, а тогда сама несмышленая была, да и не думали, что что-то может произойти, не ожидали. Она же русская была, сама и мама. Как-то моя подружка говорит: «Ну, все, наверное, сегодня мы в последний раз видимся. Нам сказали, что сегодня повезут куда-то». Утром я встала, думаю, почему же они не приходят, тишина, а всех евреев из этого дома ночью забрали. Забрали и в окопе перед хвойником за Лоевом расстреляли». В списках расстрелянных жителей Лоева во время войны значатся Волкова (по мужу Ганкина) Мария (1915 г.р.), Волкова Фаня (1937 г.р.) (дочь Ганкина), Волков Яков (1938 г.р.) (сын Ганкина).