Контора пароходства

Кантора параходства

Контора пароходства – одноэтажный дом, справа от двухэтажного речного вокзала, 1942 г. (из архива Музея битвы за Днепр)

В середине ХХ в. всех, кто прибывал на речном транспорте в Лоев, радушно встречал небольшой домик на берегу Днепра. Он служил конторой речников, а простые работяги называли его «обжоркой», потому что здесь готовили сытные и очень вкусные обеды. В этом здании рабочим давали расчет, а также нанимали людей для различных работ, например для плавания в дальние рейсы к другим речным портам.

Контора пароходства на берегу Днепра, Николай Ребенок, 1975 г.

Для местных мужчин здесь был неплохой заработок. На берегу за пристанью располагались склады – семнадцатилетние юноши и мужчины постарше стремились устроиться сюда на работу грузчиками.

– Я всегда считала интересной работу бакенщика, потому что мой отец много рассказывал об этом, – вспоминает Елена Тимофеевна Пинчук, уроженка Лоева.

Чтобы капитан парохода знал, по какому пути плыть, на воде ставили фонари-бакены из красного и зеленого стекла. Внутри них помещалась простая керосиновая лампа.

Бакенщики на р. Сож (из архива Р.В. Гончаренко)

Каждый бакенщик отвечал за свой участок. На берегу рек строились маленькие домики, в которых они отдыхали. Ночью дежурные бакенщики не спали, плавали по реке на веслах и зажигали лампы. Огонь мог погаснуть в любую минуту, порой фонари сносило ветром или заливало огонь водой.

Отец Елены Тимофеевны работал на участке Лоев – Речица, проплывал на лодке от Лоева до Холмеча, а дальше до Речицы. Он возглавлял строительство помещений для дежурных, контролировал состояние бакенов, чинил их. Поэтому дома у них было много красных и зеленых стеклышек, с которыми играли дети.

В юности Елена Тимофеевна мечтала стать капитаном парохода. Но родители ей сказали:

Чтобы стать капитаном, нужно сначала научиться до блеска драить палубу, мыть каюты, чистить якорь, пройти путь от кочегара до матроса и только потом подумать, сможешь ли ты стоять у штурвала.

Капитаном парохода, Елена Тимофеевна, конечно, не стала, но на протяжении всей жизни она с особым трепетом относится ко всему, что связано с историей речного судоходства, как и сотни других жителей Лоева.

Во время войны инфраструктура речного транспорта была разрушена, однако здание конторы пароходства уцелело.

Фактически сразу же после освобождения Лоева, в 1943 г., началось восстановление речного сообщения, работы транспорта, очистка фарватера и пр. Возглавил эту работу начальник пристани Тихонович.

Вскоре возобновила свою деятельность и контора пароходства: появились начальник, кассир, матросы, шкиперы, капитаны пароходов, кочегары, бакенщики и другие рабочие. Лоевчане снова занимались любимой работой. К примеру, отец известных в Лоеве краеведа, историка и педагога Павла Михайловича Шарепо, а также почетного гражданина Лоева Константина Михайловича долгое время был капитаном, а его жена – простым матросом: драила палубы, каюты, следила за порядком на судне.

Кирпичное здание в левом верхнем углу – контора пароходства (из архива Т.М. Корнеевец)

Здание конторы пароходства простояло до начала XXI в., в 2005 г. его разрушили, несмотря на уникальность здания и истории, которая была связана с ним.