Лоевский патрульный пограничный катер

Лоеўскі патрульны памежны кацер

Торжественное снятие флага с катера. Командир пограничного судна старший мичман отделения береговой охраны пограничной комендатуры «Лоев» в/ч 1242 Леонид Чубаков (слева) и командир пограничного судна мичман отделения береговой охраны пограничной комендатуры «Лоев» в/ч 1242 Илья Волохин (справа). Стоянка катеров в/ч 1242, г.п. Лоев, Лоевский район, Гомельская область. 02 октября 2020г. Фото Ивана Яривановича с сайта www.sb.by

Довольно часто на Днепре и Соже можно увидеть скороходные зеленые катера – это пограничные суда отдела береговой охраны «Лоев» Гомельской пограничной группы, которые ведут дозор необычной государственной границы с Украиной – водной.

Лоевское подразделение является первым в истории пограничных войск Республики Беларусь – оно было основано в июне 1999 г. Отдел береговой охраны патрулирует 167,5 км границы, из которых 150 – река. Граница проходит по фарватеру – это судовой ход реки Днепр. Заставы отдела размещаются буквально на воде, на заставах служат мичманы и капитан-лейтенанты. На водной границе службу несут более десятка современных катеров.

Катера у лоевских пограничников двух классов: килевые и амфибийные. Первые используются в навигационный период и ходят только по воде. Вторые – катера-амфибии на воздушных подушках – могут использоваться круглогодично, ходят как по воде, так и по суше, льду и болотистой местности.  В зависимости от загрузки и погодных условий они разгоняются до 80–100 км/ч.

Главный катер отдела береговой охраны имеет большую пассажировместимость: кроме двух членов экипажа может принять на борт до 10 пассажиров. На этом катере выходят укрупненные пограничные наряды, как правило, на несколько суток. Катер оборудован автономным отопителем, есть места для отдыха личного состава, для приема пищи.

Новый катер, пришедший на замену списанного. Стоянка катеров в/ч 1242, г.п. Лоев, Лоевский район, Гомельская область. 02 октября 2020г. Фото Ивана Яривановича с сайта www.sb.by

В 2021 г. впервые в истории Беларуси в Лоеве состоялся ритуал присвоения имен пограничным плавсредствам. Пять кораблей за надежную службу и высокие достижения экипажей в обеспечении пограничной безопасности получили собственные имена «Сапфир», «Могучий», «Алмаз», «Неудержимый» и «Быстрый».

Катер-амфибия на воздушной подушке, 2021. Фото с сайта sputnik.by

Несмотря на то, что катера, находящиеся на службе у лоевских пограничников, являются речными судами, имена им присвоены в соответствии с традициями военно-морского флота.

К примеру, традиция называть пограничные корабли «именами» драгоценных камней была заложена еще в 1930-е гг., когда четыре сторожевых корабля, построенных для нужд пограничных частей НКВД СССР, получили имена «Бриллиант», «Рубин», «Жемчуг» и «Сапфир». А в середине 1970-х гг. специально для морских частей погранвойск СССР строилась серия кораблей проекта 1124П: «Изумруд», «Бриллиант», «Жемчуг», «Рубин», «Аметист» и «Сапфир».

Самому первому лоевскому катеру-амфибии типа «Гепард» с бортовым номером 001, приступившему к дозору на границе в ноябре 1999 г., присвоили наименование «Алмаз». Он был построен в 1998 г. в Подпорожье, передан в целях реализации совместной Директивы Пограничного комитета Союза Беларуси и России «На охране государственной границы государств-участников Союза Беларуси и России в 2000 г».

Килевой катер «КС-100-Д1», бортовой номер 014, благодаря своим буксировочным свойствам получил имя «Могучий». Этот катер мощностью 125 кВт со стальным корпусом создавался для перевозки служебных лиц на лесосплаве и в других отраслях народного хозяйства.

Килевому итальянскому катеру типа «Дозор», способному развивать скорость до 80 км/ч, присвоено имя «Быстрый». Такие катера абсолютно автономны, оснащены современным оборудованием: радиолокационной станцией, навигатором, эхолотом. Запас хода – 400 км, пассажировместимость – 10 человек.

Килевой катер «Неудержимый», 2021. Фото с сайта sputnik.by

Килевой катер типа «Патруль» с бортовым номером 024 получил имя «Неудержимый» (построен в Могилеве по программе международной технической помощи, в эксплуатации с 9 декабря 2013 г.).

Амфибийному катеру типа «Мираж» с бортовым номером 027 присвоено имя «Сапфир» (построен в Нижнем Новгороде по программе союзного государства, в эксплуатации с 10 июня 2015 г.).

Один из пограничных катеров отдела береговой охраны несколько лет назад получил необычное назначение – стал экспонатом Гомельского областного музея военной славы.

Передача списанного военного катера в Гомельский областной музей военной славы. Стоянка катеров в/ч 1242, г.п. Лоев, Лоевский район, Гомельская область. 02 октября 2020г. Фото Ивана Яривановича с сайта www.sb.by

Килевой катер типа «Аист» почти два десятилетия назад был принят на вооружение лоевскими пограничниками. А в 2013 г. он сделал свой последний выход на охрану белорусско-украинской границы. Командир «Аиста» старший мичман Денис Моисеенко рассказал журналистам газеты «Беларусь сегодня»:

С применением этого катера было задержано 28 нарушителей государственной границы и 60 нарушителей пограничного режима, изъято 800 метров браконьерских сетей. Катер прост в обслуживании, неприхотлив к топливу. Небольшая осадка позволяет пройти по любому затону даже в летний период, когда река мелеет. Мы расстаемся с боевым товарищем, но все очень рады, что его не распилят на металлолом, а отведут ему почетное место в музее.

Парад лоевских катеров, 2021. Фото с сайта sputnik.by