Святой Николай

Святы Мікола

Святой Николай, народная икона, Гомельская обл. (фрагмент, из собрания Музея древнебелорусской культуры НАН Беларуси, на выставке в музее Лоева)

Святой Николай, Чудотворец, Николай Угодник – святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия) в IV в. Память о нем православная церковь чествует два раза в год: 19 декабря (Никола Зимний) и 22 мая (Никола Весенний). При жизни и после кончины Николай Чудотворец был великим покровителем всех, кто просил о помощи. Рассказывают много историй о совершенных им чудесах и добрых делах.

Во многих странах построены храмы в честь святого. По некоторым подсчетам, из всех белорусских православных и католических храмов и монастырей ХІІ–ХVІІ вв. около четверти были освящены в честь святого Николая и столько же – в честь Божьей Матери. Белорусы называли святого «міласцівым», он представлялся нашим предкам седобородым стариком, часто являющимся людям в виде странника или нищего.

Икона святого висела почти в каждом доме, а в некоторых деревнях Николая чтили как заступника – отмечали «Николу», «Мікольшчыну». В этот день белорусы проводили обряд переноса свечи. В «Белорусском народном календаре» (1993, автор-составитель А. Лозка) есть описание ритуала: «хозяин, имевший Никольскую свечу, угощал «Братчиков». Затем зажженную свечу ставили в лубок с рожью и переносили в соседний дом, где в следующем году должны были отмечать Никольщину».

Братчиной раньше называли общественно-религиозные общины при церкви, а также деревенские праздники, их участники – братчики – организовывали общий ужин. В городах и деревнях Гомельской и Могилевской областей существовали «свечные братчины». Участники собирали воск, делали огромную свечу (иногда до 30 килограммов), которую освящали в церкви и после передавали из дома в дом. Сейчас 19 декабря отмечают «Мікольшчыну» в некоторых деревнях Чечерского и Ветковского районов. Утром в доме хозяина при иконе святого Николая зажигают свечу и лампаду, заказывают молебен и приглашают к щедрому ужину гостей. Свечу передают вместе с иконой святого. Подробнее о сохранившейся традиции в Чечерском районе можно прочитать на сайте Чечерской районной газеты.

Народная икона святого Николая, Гомельская обл. (из коллекции икон П. Королева, фото с выставки «Нябесная варта Беларусі»)

В народе Николая Чудотворца называют «вторым, после Бога, покровителем». В Ветковском районе говорили:

…Мікола –  ета самы глаўны святы, ад яго болей за ўсё помачы і ўсюды…

Его считают покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод, защитникам от всех бед. Святой Николай покровительствует путешественникам, воинам и невинно осужденным, школьникам (обучающимся), молодым девушкам, детям, пчеловодам, всем, кто связан с водой – матросам и рыбакам. В народе так и говорили:

Мо ніхто так не ратуе на вадзе, у дарозе ці на вайне, як Святы Мікола.

Первый улов рыбаки жертвовали святому Николе, а во время бури выносили на палубу образ святого и служили ему молебен. На груди у каждого рыбака всегда висел маленький образок с изображением святого Николая. Повсеместно известна легенда о том, как святой Николай спас корабль во время бури – он поймал карпа и заткнул им пробоину. Так повелась традиция на Николу Зимнего обязательного готовить карпа, особенно в тех семьях, в которых занимались рыбным промыслом. Своим покровителем Николая Чудотворца считали и купцы.

Возможно, поэтому церковь на Лоевой горе на берегу Днепра у базарной площади, известная с XVIII в., была освящена в честь этого святого.

О почитании святого Николая в Лоевском районе известно из фольклорных записей.

Чучваго Людмила Валентиновна, 1968 г.р., д. Севки

Кагда в дзеревне случался пажар, бралі самую старшую жэншчыну і вадзілі яе з іконай Мікалая Угодніка вакруг пажара, і тагда он не перекідывался дальшэ.

Народная икона «Святы Мікола», вторая половина ХІХ в. (из собрания Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта)

От Прищеп Марии Ульяновны (1927 г.р.) из д. Ручаёвка Лоевского района была записана молитва в путь:

Ангел навстречу, Господь на пути, Светитель Микола дорогу свети, Матерь Господня, иди впереди, все дороги в пути огради.

Деревенские знахарки часто в лечении обращались к помощи святого Николая. Например, от Марии Ульяновны была записана молитва от испуга:

Святы Юрай, Святы Мікола, Матка Хрыстосава, хадзі да мяне, дам табе сівога каня. Едзь на сіне мора. На сінім моры паны ў карты гуляюць, сталы засцілаюць, кубкі віна наліваюць, п’юць, гуляюць, пярэпалох у госці зазываюць. Ты ж, пярэпаласе, па жывату не хадзі, у бачкі не ўпірайсь, у сярэдзінку не ўлягай, пад грудзі не падварачай, і костачак не крышы, і сэрца не тамі. Ідзі сабе, выкупайся, выгуляйся. Есць табе што напіціся і наесціся. Годзе гуляці, пара вопуху аблягаці.

Еще одна молитва «Да каровы», записанная в д. Ручаёвка от Марии Ульяновны:

Святы Юрай, святы Ягорый, святы Мікола. Па ўсяму свету ходзіце, усім праўду гаварыце, скажыце мне, буду я есці з кароўкі сваёй малако ці не? Узяць цадзілку і 3 разы к сабе расы пацягнуць і цадзіць малако 3 разы і не паласкаць. Налятае туча і граза, налі вядро вады і набяры стакан вады ад сябе. На трэці дзень памыць цадзілку і воду выліць на машынную дарогу, а цадзілку павесіць над дзвярамі, каторыя ў хату ўваходзяць.

В белорусских сказках и преданиях именно Николай Угодник встречает души людей на том свете. Еще до конца ХІХ в. в руки умершим клали небольшой листок бумаги – «письмо к святому Николаю», где перечисляли достоинства усопшего и просьбы о заступничестве перед Богом.

Народная икона «Святы Мікалай» из д. Ивановка Гомельского района (из коллекции икон П. Королева, фото с выставки «Нябесная варта Беларусі»)

«Да Міколы няма дабра ніколі», – говорили в народе. Это значит, нет определенности в погоде, только Николай «пагоду становіць», поэтому его еще называли «теплым». Хозяин знал, что, сделав запас сена до Николая, он может быть спокойным за домашних животных: «Май сена да Міколы і не бойся зімы ніколі».

Святы Мікола па межах ходзіць, жыта раўнуець… дзе вымакла – там падсушыць, дзе высахла – там падмочыць…

Мікола, стары сявец, ячмень сеець, з левай рукі засяваець, кінець рэдка – расцець метка

І траву расціць, і скот пасціць

Поется в народных песнях.

Народная икона Святого Николая, Поднепровье (из собрания Гомельской Епархии, на выставке в музее Жлобина)

Весенний Николай считался праздником конюхов («Юр’я пасе кароў, а Мікола – коней»). Чтобы обезопасить лошадей от озорства ведьм, пастухи окуривали лошадей собранными на Купалье травами.

Никола Зимний лошадь на двор загонит, Никола Вешний лошадь откормит.

С Весеннего Николая начинали стричь овец, пока они не начали линять:

Да Міколы не сей грэчкі, не стрыжы авечак.

На Міколу добра сеяць, –

говорили в д. Ручаёвка Лоевского района (записано от Тихоненко Анны Васильевны, 1947 г.р., Тихоненко Нины Ивановны, 1934 г.р.). К этому дню успевали многое посеять и посадить – яровые, овес, картофель, затем ячмень, лен, горох, просо, коноплю. С этим праздником связывают и появление комаров.

С Зимнего Николы начиналось сватовство. В этот день обязательно служили молебны те, кто задумывал жениться сам или женить детей. Нередко молодых благословляли в свадебную дорогу иконой святого Николая.