Днепр – водная дорога

Дняпро – водны шлях

На протяжении многих веков Днепр был важной торговой дорогой, по которой ходили самые разные лодки и суда. В средневековье, в X-XII вв. по Днепру проходил известный водный торговый путь «из варяг в греки». Он связывал Балтийское побережье с Чёрным морем и Константинополем, куда ходили викинги-варяги на своих драккарах.

Драккар – большой боевой корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Длина наиболее крупных драккаров достигала 36 метров. На древнескандинавском языке, на котором говорили викинги, такой корабль называли dreki, что означает «дракон», отсюда и произошло название «драккар». На носу крепилась резная голова дракона. По бортам располагались щиты. Приводился в движение вёслами и парусом. Корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний.

Самыми ранними судами у восточных славян были челны, ладьи и струги. Струг – русское плоскодонное парусно-гребное судно XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов. Название “струг” употреблялось на всей Руси. Струг был оборудован съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре; некоторые струги имели прерывистую палубу, чердак (каюту). Мог быть с одинаково острым носом и кормой. Струги имели длину от 20 до 45 метров, ширину от 4 до 10 метров и вёсла от 6 до 20 штук.

В XVI — XVIII вв. для навигации по Днепру и его притокам казаки широко использовали байдаки – парусные речные однопалубные одномачтовые грузовые суда небольшого размера (около 10 метров) и грузоподъемностью от 160 до 250 т. Управление осуществлялось двумя рулевыми вёслами: стерном и треплом. Ходили байдаки на вёслах, под парусом или буксировались бурлаками.

В XVIII—XIX веках по Днепру ходили барки – основной тип судов, для сплава мелкого лесного материала, например, ободьев, досок, бочек со смолой, по речным торговым путям России в это время. Барка – громадное неуклюжее наскоро сколоченное судно. Изначально для их буксировки использовали бурлаков или конную тягу, позднее – пароходно-цепную тягу. Нередко барки снабжались мачтами с прямым парусом, который чаще всего изготавливался из недорогой рогожи. Для управления использовались рулевые вёсла на носу и на корме – потеси. Барки ходили только вниз по Днепру, а в пункте прибытия шли на слом и продавались как дешевый барочный лес.

Во 2-й половине XIX в. на Днепре чаще всего можно было встретить берлину (берлинку) – плоскодонное речное судно, похожее на барку, но меньше по размерам, с острым носом, выступающим над кормой, и одной мачтой. Берлина ходила и против течения. Передвигалась с помощью шестов, парусов, завозом якоря или бичевой тягой, позже буксировкой пароходом. Имела двухскатную крышу, чердак, каюту хозяина, два отделения для разных товаров и отсек для стока воды. Команда состояла из лоцмана, водолива и рабочих (от 6 до 50). Пищу готовили на очаге, который располагался на чердаке в передней части лодки.

Более мелкими судами, которые плавали по Днепру, были лайбы, гиляры, дубы, челны, обшиванки. Лайбы – большие лодки с 2 будками, использовались как баржи для перевозки грузов от 5 до 10 тонн. Вниз по Днепру перевозили известь, мел, осенью яблоки. Назад привозили зерно, муку, сахар, соль. Управлялись лайбы парусами, шестами, тягловой силой. Работа на лайбах приносила местным жителям хорошие заработки. Челны – лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева, вмещали 3-5 человек. Обшиванки – те же челны, но обшитые снаружи досками.

Гиляра – лодка без мостика для перевозки пассажиров через Днепр. Если на гиляре был мостик, и она передвигалась по канату, то уже называлась паромом. Для парома на Днепре соединяли две гиляры. 

Дуб — выдолбленная дубовая лодка, большой чёлн в Беларуси. Размеры зависели от диаметра ствола дерева и назначения. Использовались для перевозки грузов и людей, управления плотами при сплаве леса или же как платформа для парома. Изготавливали дубы в бассейне Днепра и Припяти, где они ходили до конца XIX века.

С 1823 г. на Днепре появляются первые пароходы. В основном они буксируют барки. В концу XIX – началу XX веков пароходы уже массово перевозят пассажиров. Места делятся на 3 класса. Кроме людей, пароходы перевозят скотину: коров, свиней, прочую живность.

В XX в. на Днепр приходят теплоходы, в 1960-е годы – теплоходы на подводных крыльях «ракеты».