Мікалай Васільевіч Гогаль
Классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Происходил из старинного украинского рода Гоголей-Яновских. Оказал большое влияние не только на русскую, но и на украинскую литературу и культуру в целом. Он был увлеченным этнографом и собирателем украинского фольклора. Самые известные произведения Н. Гоголя – сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященный обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.
Настоящая фамилия писателя – Гоголь-Яновский. Однако вторую часть фамилии он откинул и просил звать его только Гоголем. Поэт Нестор Кукольник вспоминал:
Однажды, уже в Петербурге, один из товарищей при мне спросил Гоголя: «С чего ты это переменил фамилию?» — «И не думал». — «Да ведь ты Яновский». — «И Гоголь тож». — «Да что значит гоголь?» — «Селезень», — отвечал Гоголь сухо и свернул разговор на другую материю.
Детство и юность писателя
Родился Николай Гоголь 1 апреля – 20 марта по старому стилю –1809 г. в украинском селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии, которая на тот момент входила в состав Российской империи.
Его отец, Василий Гоголь-Яновский, был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Вскоре он подружился с бывшим министром Дмитрием Трощинским, который жил в соседнем селе. Вместе они создали домашний театр. Гоголь-Яновский сам писал комедии для представлений на украинском языке, а сюжеты брал из народных сказок.
Мать писателя, Мария Косяровская, была очень хороша собой и вдвое младше мужа. Она вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье. Николай Гоголь был третьим ребенком в семье, первые двое сыновей родились мертвыми. Будущего писателя назвали в честь святого Николая, которому мать молилась перед родами. Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и нечистую силу.
Детские годы Николай Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название Яновщина), сегодня это село Гоголево. Гоголь много времени проводил с сестрами и даже занимался с ними рукоделием: кроил занавески и платья, вышивал, вязал спицами шарфы. Ольга вспоминала: «Он ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: на гребенке ткал пояски». Разные мемуаристы замечают, что страсть к рукоделию сохранилась у Гоголя на всю жизнь.
Николай Гоголь рос чувствительным и впечатлительным мальчиком. Он рано увлекся сочинительством. Отец брал его в поля и дорогой давал темы для стихотворных импровизаций: «степь», «солнце», «небеса». В пять лет маленький Гоголь уже начал сам записывать свои произведения.
Учёба в гимназии
После учебы в Полтавском училище Николай Гоголь поступает в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук. Прилежностью и способностями к наукам похвастаться он не может. Хорошо ему даются только уроки рисования и изучение русской словесности. Он восхищается Александром Пушкиным, знает наизусть «Евгения Онегина», пробует писать сам и публикует свои стихи и рассказы в рукописном гимназическом журнале «Звезда». Вначале товарищи принимают его недружелюбно. Болезненного, золотушного, малопонятного мальчика одни сторонятся, другие высмеивают. Но вскоре отношение к нему меняется.
Николай Гоголь создает в гимназии театр. Он выбирает пьесы, распределяет роли и расписывает декорации. Роли исполняют гимназисты, они же приносят из дома в «театральный гардероб» то, что сгодится для постановок. Одной из самых популярных пьес становится «Недоросль» по Фонвизину, где Гоголь играет госпожу Простакову. Сокурсник писателя Тимофей Пащенко вспоминает: «Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене».
По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург. Он окрылен благородными помыслами. Но Петербург надежд юноши не оправдал. Не удалось поступить ни на службу, ни актером в театр. Неуспех ожидал и его первую поэму в стихах – «Ганц Кюхельгартен», опубликованную под псевдонимом В.Алов. Сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупает весь тираж у книгопродавцев и сжигает. В состоянии полного упадка духа Гоголь в 1829 году бежит за границу, в Любек, «разгулять свою тоску», на деньги, предназначенные для уплаты процентов по заложенному имению матери.
Первый литературный успех
Осенью того же 1829 года он снова в Петербурге. Наконец устраивается мелким чиновником на службу. Его властно влечет к себе литература, и он начинает вновь писать, теперь уже прозой. С повестями «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» к нему приходит первый литературный успех. Гоголь окрылен и работает над книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки», первая часть которой выходит в сентябре 1831 года.
Гоголь сближается с Жуковским, Дельвигом, Плетневым. Встреча с Пушкиным явилась для него великим событием. Гоголь поверил в себя – писателя. Пушкин написал про Гоголя: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился… Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
Новые успехи
Уже в 1832 году Гоголь выпускает второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Новая книга повторила успех первой. Поездка в том же году на родину в Васильевку вдохновляет его на новую работу. В 1835 году выходят сборники «Арабески» и «Миргород», весь тираж которых тут же раскупают. В сборнике «Миргород» была опубликована в первый раз эпическая повесть «Тарас Бульба», где Гоголь использовал материалы собственных исследований о истории казацко-крестьянских восстаний в Украине. Прообразом главного героя повести стал казацкий атаман Охрим Макуха.
В 1836 году закончена и поставлена на сцене комедия «Ревизор».
Н.Гоголь потрясен, увидав силу воздействия своего творческого слова на современников. Негаданно он оказывается в центре страстей. Друзья превозносят его до небес. Но вдруг обнаруживаются и злейшие враги, которые объявляют его чуть ли не изменником родины за обнажение и разоблачение всеобъемлющей продажности и произвола николаевской России. Его чувствительной душе тяжело это вынести, и он опять бежит за границу в июле 1836 года, живет в Германии, Швейцарии, Франции, Италии…
За границей Гоголь погружается в работу над поэмой «Мертвые души», начатую ещё в 1835 году. В Париже его настигает известие о смерти Пушкина и он тяжело переживает утрату. Пушкин был для Гоголя старшим товарищем, руководителем, путеводной звездой, в которую Гоголь верил безгранично. Это Пушкин подсказал ему сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ»… Потрясенный, Гоголь бросает работу над поэмой и думает о возвращении в Петербург, но без Пушкина город для него опустел.
«Мертвые души»
Писатель едет в Италию. Там в 1841 году он всё же заканчивает первый том романа «Мертвые души» и, чтобы напечатать произведение, возвращается в Москву. В мае 1842 года книга выходит из печати. История Чичикова, который ездит по России и скупает у помещиков бумаги на умерших крестьян, вызывает самые разные отклики читателей. Она высоко оценена Белинским, Герценом и другими передовыми людьми. Но официальная реакционная печать ожесточенно нападает на поэму и ее автора. В «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», снова было усмотрено «унижение русских людей».
Всего Гоголь задумывал написать три тома «Мертвых душ». Писатель ориентировался на замысел Данте Алигьери: Чичиков, подобно герою «Божественной комедии», во время путешествий должен был измениться и пересмотреть свои понятия о нравственности. Однако реализовать эту идею писатель не смог. Переживая мучительный душевный кризис, Николай Гоголь во второй раз сжигает практически восстановленный по памяти 2 том «Мертвых душ». Очевидно, это был для него последний и самый тяжелый удар. После этого события через девять дней, утром 21 февраля 1852 года, Гоголь умирает.
Наследие Гоголя велико и многообразно. От общения с Гоголем углубляется зрение, ширится слух, в восторге подымаются чувства. Гоголь одаряет каждого, кто сумеет его прочесть. Но читать его по-настоящему, не только сюжетно, а проникаясь ритмом его речи, обогащаясь сверкающими его красками, нелегко. Читать Гоголя надо научиться.
Узнайте больше о Николае Васильевиче Гоголе
- на сайте Что читать детям
- на сайте Культура.РФ