Рачны вакзал «Лоеў»
На гербе Лоева изображен серебряный замок, стоящий на голубых волнах Днепра – реки, определившей судьбу города. В древности здесь велась оживленная торговля – по Днепру перевозили товары из Византии в Скандинавию. Не случайно один из вариантов происхождения названия Лоева связан с судоходством: от слова «лойва» – большая лодка.
Днепр веками использовался для перевозки людей и грузов, и все это время человеку приходилось бороться с рекой за право проплыть по ней на лодке, челне или пароходе. Новым витком в использовании ресурса Днепра в перевозках можно считать начало ХІХ в.
В 1823 г. на Днепре появился первый пароход. Это было небольшое судно очень простой конструкции, построенное по инициативе и на средства графа М.С. Воронцова в его имении Мошны (сейчас – Черкасская область Украины). Хотя пароход курсировал главным образом между Киевом и Запорожьем, он часто поднимался по Днепру до Лоева, а по Припяти иногда доходил до Пинска. Позже судно использовалось на пассажирском маршруте Одесса – Херсон. 20-метровый пароход достигал скорости 10 км/ч.
В архивных документах есть сведения о том, что в 1821 г. граф Николай Румянцев в Хоминке Сутыринской (вероятно, речь идет о д. Хоминка Карповского сельсовета Лоевского района), расположенной на р. Сож, строил пароход. Дальнейшая судьба парохода неизвестна. До нас дошли сведения только о том, что в 1821 г. его строительство еще не было закончено, хотя согласно документам, хранящимся в Национальном историческом архиве Беларуси, к тому моменту на него уже было израсходовано 11370 руб.
По сведениям гомельских музейщиков, первый белорусский пароход был построен Чарльзом Берда, инженером и предпринимателем, жившим в Российской империи.
Новый вид водного транспорта обошелся Гомельской экономии в 20 тысяч рублей и был пущен в ход в 1824 г. Ему дали название «Николай» в честь фундатора графа Румянцева. Проект был дорогостоящим. Достаточно сказать, что брат Николая Петровича Сергей, унаследовавший гомельское имение в 1826 г., просил при продаже за одного крепостного крестьянина мужского пола 300 рублей.
Первые пароходы были деревянными и очень тяжелыми, имели большую осадку, часто становились на мель. Грузов перевозили немного, так как приходилось брать с собой большое количество дров для работы парового двигателя. Пароход «Николай» прослужил гомельчанам недолго, но можно утверждать, что новый вид водного транспорта впервые в Беларуси появился именно в Гомеле.
В 1836 г. бобруйский купец первой гильдии Вульф Розинг вместе с петербургским купцом Карлом Эбертом и аптекарем Людвигом Штраухом создали «Днепровскую пароходную компанию». Министерство финансов выдало им на 10 лет привилегию «…на заведение пароходов для буксирования или провода судов по Днепру и Березине и по впадающим в Днепр другим рекам». Для приобретения пароходов, сооружения пристаней, складочных мест и т.п. компания выпустила акции на сумму в 50 тысяч рублей. В 1837 г. она уже имела два парохода по 50 лошадиных сил каждый, которые ходили по Днепру и его притокам, перевозя различные грузы в Бобруйск, Могилев, Пинск и другие города. Однако дела компании шли плохо. Акции раскупались слабо. В 1838 г. большая часть акций оставалась нереализованной. В связи с этим в 1847 г. на общем собрании акционеров было решено компанию ликвидировать.
Более широкое развитие пароходное дело в Беларуси получило в конце 1850-х гг. после организации «Общества пароходства по Днепру и его притокам». Это общество, имея в первый год своего существования (1858 г.) семь пароходов, наладило кроме перевозки грузов еще и регулярные рейсы грузопассажирских пароходов по Днепру от Кременчуга до Могилева. Часто пароходы поднимались по Днепру выше Могилева, доходя до Орши. Общество организовало пароходные перевозки по Березине, Припяти и Сожу.
В августе 1860 г. было создано «Пароходное общество по Западной Двине и ее притокам». Оба эти общества были созданы на акционерных началах. Капитал «Общества пароходства по Днепру и его притокам» определялся в 200 тысяч рублей (4000 акций по 50 рублей каждая), a «Пароходного общества по Западной Двине» – в 50 тысяч рублей (1000 акций по 50 рублей каждая). Правление первого общества находилось в Киеве, а второго – в Митаве (ныне г. Елгава, Латвия).
В навигационный период 1856 г. в Российской империи насчитывалось 174 речных парохода, на Днепре и его притоках – 8. В 1861 г. пароходов, перевозивших грузы и пассажиров по Днепру и его притокам в Беларуси, было около 40.
Постоянные рейсы по рекам и каналам Беларуси совершали всего 17 пароходов. Из них 6 принадлежало Пинским купцам, 2 – Могилевскому купцу, 2 – немецкому подданному Розенталю, 1 – украинским купцам Яхненко и Симеренко, 4 – «Обществу пароходства по Днепру и его притокам» и 2 парохода – «Прага» и «Неман» – не установлено кому.
Таким образом, первая половина ХІХ в. для Беларуси стала ключевой в развитии речного транспорта, и это, безусловно, повлияло на судьбу всех приднепровских поселений, в т.ч. и Лоева. Началось интенсивное пассажирское движение, увеличилось число несамоходных судов, возрос грузооборот пристани.
Через Лоев проходили достаточно загруженные пароходные маршруты Киев – Гомель, Киев – Могилев.
Пароходный маршрут Киев – Гомель обслуживали «Общество пароходства по Днепру и его притокам» и «Второе пароходное общество по Днепру и его притокам», курсировали через Лоев пароходы «Князь Паскевич», «Поспешный первый» и «Ворон».
В 1897 г. стоимость проезда и провоза багажа из Лоева на маршруте Киев – Гомель составляла:
Стоимость проезда (руб.) | Стоимость провоза багажа (руб.) | |||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | ||
Лоев – Гомель | 0,15 | 0,10 | 0,05 | 0,01 |
Путешествие на пароходе было доступным и вполне комфортным. Вместе с людьми на пароходе перевозились различные грузы, а также коровы, свиньи и другой домашний скот, для которого были отведены соответствующие места.
На пароходе пассажиры могли поесть, отдохнуть, потанцевать и просто пообщаться. Времени для этого было достаточно: до ближайшей пристани Радуля пароход шел более часа, до Киева – 17–18 часов, до Гомеля – около 7 часов. До Могилева около 27–28 часов, до Речицы – около 11 часов, до Бобруйска – около суток, до Борисова – около двух суток. Все приведенные выше расчеты времени приблизительные.
Паровой транспорт был удобен и безопасен. Однако история сохранила трагические случаи с пароходами.
В 1915 г. газета «Черниговское слово» сообщала:
Пассажирский пароход, следовавший 26 июля из Гомеля в Киев между городом Лоевом и постом Радуль, налетел на баржу, перевозившую рабочих с луга через реку Днепр и разбил ее, затопив около 20 душ. Около 10 человек спас пострадавший пароход, следовавший из Киева в Гомель. Пароход, виновник несчастья с людьми, арестован полицией для проведения расследования и составления протокола.
В 1928 г. Днепровское государственное речное пароходство поддерживало пути сообщения по линиям Киев – Гомель с ежедневными отправлениями и обслуживалось пароходами «Ленин», «Ильич», «Комсомол» и «Прогрессист».
По линии Лоев – Бобруйск с отходом 4 раза в неделю из Лоева по понедельникам, средам, пятницам и субботам и из Бобруйска по воскресеньям, вторникам, средам и пятницам курсировали пароходы «Рекорд» и «Лев».
Линия Лоев – Могилев с отправлениями 3 раза в неделю из Лоева по воскресеньям, вторникам и четвергам и из Могилева по понедельникам, средам и субботам, обслуживалась пароходами «Прогресс» и «Евгения Бош».
В 1928 г. действовали следующие правила по пользованию услугами речного пароходства:
Пароходы транзитных и местных линий имеют три класса. Отход пароходов от главных пристаней согласован с расписанием железных дорог. Все пароходы освещаются электричеством и имеют паровое отопление. В I и II классах кроме общих помещений имеются отдельные одноместные, двухместные, трехместные и четырехместные каюты, которые предоставляются пассажирам в порядке очереди получения билетов, сообразно числу мест за особую доплату. Пассажир, желающий занять отдельную каюту с количеством мест более одного, уплачивает полностью за имеющееся в ней количество мест. В салонах I класса на пароходах имеются пианино. Все пароходы имеют аптечки, пользование которыми для пассажиров в случае надобности бесплатное.
Пассажиры принимаются со всех пристаней, указанных в расписании движения пароходов. Прием пассажиров с лодок и высадка в таковые днем, где это будет возможно, производится по усмотрению командира парохода. Желающие высадиться в лодки должны предупредить о том командира парохода при получении билета на проезд. Места на пароходе пассажиры занимают соответственно взятым билетам, по указанию администрации парохода. Переход из низшего класса в высший допускается только при наличии свободных мест и по внесении соответствующей доплаты. Находиться самовольно в помещении высшего класса не разрешается.
Проездной билет действителен на тот рейс и на тот пароход, на какой взят. В случае желания прервать путь в продолжение рейса, на который взят билет, на какой-либо пристани надлежит заявить о том агенту или заведующему пристанью для отметки на билете тотчас по прибытии парохода. При возобновлении пути билет вновь предъявляется в кассу для вторичной отметки. Без таких своевременных отметок билет теряет свою силу. Остановка по билетам на расстоянии менее 150 километров не допускается. Пассажиру, отлучившемуся с парохода и не явившемуся к отвалу его или удаленному с судна за нарушение правил и порядка проезда, деньги за билет не возвращаются….
Пароход по маршруту Лоев – Киев из Лоева выходил в 18.40, прибывал в Киев на следующий день в 9.15. Из Киева пароход выходил в 9.00, прибывал в Лоев в 9.05 следующего дня. Пассажиры преодолевали расстояние в 239 км. Пассажирам, которым необходимо было добраться из Киева до Лоева по маршруту Киев – Гомель, проезд обходился: 4 руб. (3 кл.) / 5 руб. (2 кл.) / 6 руб. (1 кл.) / 51 коп. (стоимость провоза 10 кг багажа).
Поездка из Лоева до Могилева обходилась пассажиру 3 кл. в 3,80 руб., 2 кл. – 4,75 руб., 1 кл. – 5,70 руб. За провоз 10 кг багажа пассажир должен был заплатить 82 коп. По этой линии остановка в Лоевском районе была только в Сутково (Переделка).
Пассажирам, путешествующим из Лоева в Бобруйск, приходилось уплатить: 3 кл. – 4 руб.; 2 кл. – 5 руб.; 1 кл. – 6 руб., за перевоз 10 кг багажа – 61 копейку.
Во время Великой Отечественной войны транспортный флот перевозил военные грузы. Часть переоборудованного флота вошла в состав Днепровской флотилии. Многие моряки ушли на фронт.
К концу 1940-х гг. пассажирские пристани начали укомплектовываться дебаркадерами. Их изготавливали в соседней с Лоевом Речице.
В середине 1960-х гг. пароходы были заменены на суда на подводных крыльях типа «Ракета» и «Полесье», что значительно ускорило пассажирское сообщение и расширило сеть. В середине 1970-х гг. по рекам Днепр и Сож курсировали суда «Ракета», «Беларусь», «Зара» и «Волга». Их скорость достигала 60 км в час.
Через Лоев курсировал туристический пароход «Емельян Барыкин», соединявший Гомель с Киевом. В 11.50 пароход выходил из Гомеля, по широким водам Днепра он плыл всю ночь. Судно прибывало к киевскому причалу через сутки. Почти два дня пассажиры посещали выставки, музеи, знакомились с городом и достопримечательностями Киева. Обратный путь занимал больше времени, так как пароход шел против течения. Он делал остановку в Лоеве, пассажиры направлялись в ресторан на берегу Днепра вкусно пообедать. Одно из любимых блюд лоевского водного ресторана – макароны с жареной колбасой.
В 1987 г. из Лоева было организовано 16 пассажирских отправлений в день. Движение обеспечивал пароход ПТ-0151, пришедший на смену ракете и до недавнего времени удовлетворявший потребности жителей Лоевского района, проживающих по разные стороны рек Днепра и Сожа.
Небольшой коллектив пристани «Лоев» работал без перерыва в «горячий сезон», чтобы обеспечить максимально продуктивную работу. Ведь корабли ходили круглосуточно. Речники отдыхали только тогда, когда реки покрывались льдом.
Ежедневно пассажиров водного транспорта встречал причал «Лоев» – визитная карточка города. К сожалению, изменения, произошедшие в обществе в 1990-е гг., создали условия, при которых через причал «Лоев» не могли осуществляться ни пассажирские, ни грузовые перевозки.
До 2014 г. – до строительства паромной переправы через Днепр – сообщение между Лоевом и деревнями в междуречье Днепра и Сожа осуществлялось при помощи пассажирского теплохода «ПТ». Сегодня речной вокзал и дебаркадер «Лоев», речные пассажирские перевозки уже ушли в прошлое, о них сохранилась только память в воспоминаниях людей и на фотографиях.
Сейчас уже мало что напоминает о том времени, когда Лоев был портовым городом, а в каждом прибрежном дворе был речник – капитан, кочегар, рулевой, матрос. Ниже приведена копия списка экипажа парохода «Громов», составленного Афанасием Шкляровым, уроженцем д. Деражичи, бывшим капитаном речного ледокола, ходившего на Припяти.
Уроженец Лоева, художник по текстилю Павел Бондарь поделился детскими воспоминаниями о своем отце, который был капитаном парохода, курсировавшего по днепровскому маршруту Гомель – Киев – Херсон.
«Отец получил в Киеве новый пароход «Ленинский комсомол», до этого у него был «Александр Матросов» и другие.
Я в капитанской каюте «проплавал» свое детство. На окне стояла ваза с розовыми цветами «Огонек», копилка «Кот». Кожаный диван с одеялом. Напротив отдельная спальная комната, а за окном – лопасти парохода создавали мелодию «днепровской воды».
Отец рассказывал, что перед войной на пароход надели броню, он был военным объектом; перевозил технику, раненых. Немцы взяли в плен его осенью 1941 г. под Комарином. Команда сбежала и присоединилась к партизанскому отряду «За Родину». После войны отец продолжал плавать на пароходах, самоходках Днепровско-Бугской флотилии. Так всю свою жизнь от матроса до капитана на одном месте».
На карточке из набора «Лоев», к речному вокзалу причаливает пароход «Орша». История этого судна, ходившего по водам Днепра и Сожа, и его нынешняя судьба была исследована журналистами газеты «Гомельские ведомости». Познакомится с материалом