Αἴολος
Эол
Имя трех персонажей в древнегреческой мифологии. Один из них был повелителем ветров.
Согласно Гомеру остров Эолия был обнесен медной стеной и скалами. Там Эол жил с женой, шестью сыновьями и шестью дочерями, проводя дни в веселых пирах.
Владыкой ветров Эол стал по воле верховного бога Зевса, мог их возбуждать и обуздывать по собственному желанию или по приказу.
В «Энеиде» Вергилий описал это так:
Там, на Эолии, царь Эол в пещере обширной
Шумные ветры замкнул и друг другу враждебные вихри, —
Властью смирив их своей, обуздав тюрьмой и цепями.
Ропщут гневно они, и горы рокотом грозным
Им отвечают вокруг. Сидит на вершине скалистой
Сам скиптродержец Эол и гнев их душ укрощает, —
Или же б море с землей и своды высокие неба
В бурном порыве сметут и развеют в воздухе ветры.
Но всемогущий Отец заточил их в мрачных пещерах,
Горы поверх взгромоздил и, боясь их злобного буйства,
Дал им владыку-царя, который, верен условью,
Их и сдержать, и ослабить узду по приказу умеет.
Если же Эол не мог сдерживать гнев Борея (северного ветра), Зефира (западного ветра), Нота (южного ветра) и Эвра (восточного ветра), то «он открывает запоры, их ярость свободой смиряя» («Аргонавтика» Валерия Флакка (I в.)).
На острове Эолия нашел приют Одиссей, когда возвращался в Итаку. Целый месяц он прожил у Эола, который радушно принял гостя и с любопытством слушал его рассказы про Трою. Расставаясь, Эол приказал Зефиру надувать паруса героя и дал ему мех с «заключенными в нем буреносными ветрами».
Когда через девять дней корабли Одиссея уже почти достигли родных берегов, и он утомленный заснул, его спутники, обуреваемые завистью, решили посмотреть, что подарил Эол и развязали мех. Ветры вырвались на волю и учинили бурю, которая вновь прибила корабли к берегам Эолии. Одиссей отправился просить помощи у Эола, но тот выгнал его, и пришлось людям Одиссея грести по морю, выбиваясь из сил.
Богиня Юнона просила Эола погубить троянцев, бежавших после падения Трои и пытавшихся скрыться в Италии. Эол выполнил просьбу богини, выпустил все ветры, из-за чего разразился шторм. Троянцы вряд ли бы уцелели, если бы их предводитель был не Эней, сын богини Венеры.
Образ Эола нашел отражение в